Новости

Регулятор ЕС по защите персональных данных раскритиковал тактику Meta* «соглашайся или плати»

Поступающие рекомендации экспертного руководящего органа по законодательству Европейского союза о защите данных могут иметь серьезные последствия для рекламной бизнес-модели Meta* (запрещена на территории Российской Федерации). Европейский совет по защите данных (EDPB) постановил, что крупные платформы, такие как Facebook* и Instagram*, не могут навязывать пользователям бинарный выбор между оплатой и согласием, сообщило издание Politico.

Тем не менее бинарный выбор, он же «согласие или оплата», — это именно то, что Meta* хочет навязать пользователям в Европе. Похоже, решение не оставит Meta* иного выбора, кроме как реформировать свою бизнес-модель в соответствии с законодательством ЕС, что будет означать предоставление европейским пользователям возможности отказаться от отслеживания их действий компанией.

EDPB решил обсудить вопрос о принятии решения по так называемой модели «соглашайся или плати» после того, как в феврале три заинтересованных органа по защите данных подали соответствующий запрос. Пресс-секретарь EDPB подтвердила, что в среду утром решение было принято, однако она не раскрыла его суть: «Мы не можем комментировать содержание заключения до его публикации».

После того как регулирующие органы и суды ЕС отклонили два правовых основания, на которые Meta* ссылалась при обработке данных пользователей в рекламных целях, компания запустила спорное предложение по подписке в ЕС осенью прошлого года. Представители Meta* утверждали, что оно соответствует Общему регламенту по защите данных (GDPR), который регулирует порядок обработки персональных данных.

Тем не менее выбор, который Meta* предоставляет пользователям из ЕС, является бинарным. Пользователь либо соглашается на использование персональных данных для таргетированной рекламы, либо платит за доступ к версиям социальных сетей без рекламы.

Изначально компания установила ежемесячную плату в размере €13 за мобильный аккаунт, а позже предложила снизить ее вдвое. Но защитники конфиденциальности и защитники прав потребителей не перестают выражать недовольство и подают множество жалоб, утверждая, что недостатки «соглашайся или плати» гораздо важнее, чем установленная Meta* цена.

Законодатели и Европейская комиссия также вмешались в ситуацию. Последняя выясняет, соответствует ли использование Meta* этого механизма Закону о цифровых рынках, который требует от платформ получать согласие на обработку пользовательских данных для рекламных целей. Он также ставит под сомнение утверждение компании о получении согласия в соответствии с Законом о цифровых услугах.

Но заключение EDPB имеет ключевое значение для решения основного вопроса о том, соответствует ли механизм Meta* давно принятым в ЕС нормам защиты данных. Поэтому все детали заключения будут изучаться, когда оно будет обнародовано.

В своем отчете Politico приводит выдержку из решения EDPB: «В большинстве случаев крупные онлайн-платформы не будут соответствовать требованиям действительного согласия, если поставят пользователей перед бинарным выбором между согласием на обработку персональных данных в рекламных целях и внесением платы».

Некоммерческая организация noyb, которая уже несколько лет борется с политикой «соглашайся или плати» на региональных сайтах, воспользовалась этим событием, чтобы провозгласить победу над Meta*. Организация также предупредила, что ей необходимо будет детально проанализировать полное заключение EDPB, как только оно станет доступно.

«В целом, у Meta* не осталось вариантов в ЕС. Теперь она должна предоставить пользователям реальный выбор в отношении персонализированной рекламы», — сказал основатель и председатель Noyb Макс Шремс.

«Meta* все еще может взимать плату с сайтов за охват, за использование контекстной рекламы и тому подобное, но отслеживание активности в целях оптимизации таргетированной рекламы требует четкого согласия пользователей», — добавил Шремс. Он предположил, что третий вариант (т. е. не отслеживать или не платить) также может, например, подразумевать получение Meta* доходов от спонсорских постов или других видов платного контента, но только без отслеживания или таргетинга пользователей.

Ранее в Конгрессе во время слушаний по вопросам безопасности в интернете генеральный директор Meta* Марк Цукерберг утверждал, что поставщики магазинов мобильных приложений, такие как Apple и Google, должны сами внедрять родительский контроль для социальных сетей. Теперь, похоже, Meta* использует свой магазин Quest VR, чтобы продемонстрировать, как, по ее мнению, устройства с магазинами приложений должны подходить к проверке возраста в интернете.