Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе и технологиях в России
Новости

Republic рассказал, кто зарабатывает на китайских туристах, приезжающих в Россию

Каждый год больше миллиона граждан Китая посещают Россию. Китайские туристы приносят бизнесу миллиарды долларов в год, однако значительная часть этих денег так и остается в Китае. О том, как устроена индустрия китайского туризма и кто зарабатывает на туристах из КНР, рассказали в Republic.


В 2016 году Россию посетило чуть более миллиона китайцев — туристический поток стабильно увеличивается с 2014 года, когда произошла девальвация рубля. С прошлого года китайцы занимают первое место среди всех иностранных туристов в России. За первые шесть месяцев 2017 года турпоток из КНР в Россию увеличился на 36% в годовом выражении.

Credit: Republic

Стоимость недельного тура в Россию составляет около $1,2 тысячи. Но существуют и бюджетные туры за $690, которые предлагают за шесть дней посетить основные достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга. В поездке туристов сопровождает китайский гид, а кормят их китайской едой. Два года назад путешественники из Китая потратили около $2 млрд в России — одна пятая от всех трат иностранных туристов.

После девальвации рубля покупки в России стали особенно выгодными для китайцев. Однако теперь туристы из Китая путешествуют ради новых впечатлений. Из-за развития онлайн-торговли шопинг опустился на третье место по важности после достопримечательностей и отдыха. Чаще всего китайские туристы привозят из России косметику, сладости и ювелирные изделия.


Александра Киракасянц

корреспондент Republic

«Главная особенность китайского туризма в том, что это замкнутая экосистема. Туристы, если речь идет о массовых организованных турах, останавливаются в специальных гостиницах, ходят в китайские рестораны (европейская еда им кажется непривычной) и магазины сувениров, принадлежащие китайцам, а на экскурсиях туристов сопровождают китайские гиды.

Представители индустрии утверждают, что довольно часто китайские туристические компании продают туры в Россию дешевле себестоимости, но затем гиды, работающие в интересах этих компаний, водят туристов в связанные с теми же компаниями магазины, где путешественники покупают ювелирные украшения и сувениры по завышенным ценам. Во многие магазины, которые торгуют янтарем, не пускают никого, кроме китайцев. Из-за таких схем российская экономика теряет около $500 млн ежегодно».

У китайцев нет специального интереса именно к России, рассказал изданию глава департамента въездного туризма Ассоциации туроператоров России Александр Макляровский. Для туристов важнее уехать в другую страну и оставить перенаселенный мегаполис с плохой экологией. Чаще всего китайцы приезжают в Москву, Санкт-Петербург или же в приграничные с Китаем области. Туристы из КНР также выбирают Мурманск для своих поездок.


Александра Киракасянц

корреспондент Republic

«Кроме обычных туров есть также «красный туризм», по мотивам истории коммунизма, — в основном для старшего поколения. Один из действующих сейчас маршрутов предполагает посещение четырех городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска и Казани. Помимо Кремля и Мавзолея туристы осматривают дом, где родился Ленин, и Казанский университет, где он учился. В перерывах между экскурсиями китайцы возлагают цветы к памятнику Ленину, по желанию можно вступить в ряды «ленинцев» — для этого есть специальная торжественная церемония».

Однако в Россию приезжают не только организованные группы туристов: китайцы, которые путешествуют самостоятельно, действуют иначе. Так, около 10% иностранных посетителей Музея советских игровых автоматов в Северной столице — китайцы. Как правило, это молодежь до 30 лет, которая выезжает за границу без помощи туроператоров.

Девальвация рубля не только повысила популярность шопинга в России среди граждан Китая. Для туристов открылось еще одно туристическое направление — Мурманск, где китайцы могут гораздо дешевле (по сравнению с Финляндией) посмотреть северное сияние. О том как рок-музыканты сделали бизнес на экскурсиях в Териберку, читайте в материале Inc.