В распоряжении редакции Inc. оказалось исследование аналитиков юридической компании «Ткач и партнеры» совместно с онлайн-школой юридических профессий Moscow Digital School, входящей в Ultimate Education. В ходе исследования был проведен опрос представителей более 200 компаний о сотрудничестве с юридическими компаниями.
По данным исследования, 58% российских IT-компаний хотя бы единожды прибегали к услугам юридических компаний с начала 2024 года. Эксперты отмечают, что из-за постоянных усложнений правовых норм потребность в услугах юридических компаний растет с каждым годом.
В результате опроса представителей юридических отделов более чем 200 IT-компаний, чтобы изучить спектр задач, для решения которых они привлекают юридические агентства, а также стоимость контрактов, было выявлено, сколько в среднем IT-компании тратят на юридические услуги ежемесячно.
В рамках исследования был вычислен медианный средний чек для различных объемов работ. С помощью аналитиков определили средние ежемесячные затраты и разделили их в зависимости от размера компаний. По результатам исследования траты российских IT-компаний на услуги юридических агентств составили 174 млрд руб. за первое полугодие 2024 года.
Екатерина Ткач, управляющий партнер юридической компании «Ткач и партнеры», говорит, что в последние два года наблюдается значительное изменение в структуре рынка юридических услуг в России. С уходом многих иностранных компаний их место заняли отечественные юридические команды, что вызвало определенные изменения в ценообразовании на рынке.
По ее словам, спрос на качественные юридические услуги остается высоким, а предложение со стороны международных игроков сократилось. В результате этого российские компании получили возможность пересмотреть свои тарифы: в среднем цены на услуги юридических компаний выросли примерно на 18%.
«Такое повышение связано не только с изменением рыночной конъюнктуры, но и с необходимостью адаптации к новым условиям ведения бизнеса, включая более высокие затраты на поддержание квалификации сотрудников и внедрение современных технологий», — говорит Екатерина Ткач.
Основные задачи, с которыми IT-компании приходят в юридические компании:
Современные компании сталкиваются с множеством правовых вызовов, требующих специализированных знаний и опыта. Это включает в себя вопросы налогового планирования, защиты интеллектуальной собственности, соблюдения регуляторных требований и разрешения международных споров.
В результате юридические компании и адвокатские фирмы расширяют спектр своих услуг, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Развитие технологий и цифровизация также способствуют росту рынка юридических услуг. Появление новых форм бизнеса, таких как электронная коммерция и финтех, создает дополнительные правовые риски и возможности, требующие профессионального сопровождения.
«Как правило, штатный юрист выполняет широкий спектр задач по сопровождению бизнеса. В то же время консалтеры привлекаются для решения сложных, узкоспециализированных вопросов», — говорит Дмитрий Утукин, юридический рекрутер, эксперт Moscow Digital School, сооснователь кадрового агентства по подбору юристов Magiс Staff.
«Таким образом, наем юриста в штат не исключает обращения к консалтинговым компаниям. Эти два типа специалистов скорее дополняют друг друга, чем конкурируют. Комбинирование внутренних юристов и внешних консультантов позволяет компаниям более эффективно решать юридические задачи и обеспечивать надежную защиту своих интересов», — добавил он.
Ранее аналитики направления «Высшее образование» школы IT-профессий Skillfactory и сервис развития карьеры «Эйч» опросили 1,2 тыс. россиян и выяснили, что владение IT-навыками приобретает все большее значение для нетехнических специалистов. Большая часть (70%) респондентов считают их ключевым фактором для повышения своей конкурентоспособности.