Инвестпланы российских предприятий впервые с начала года «ушли в минус»: доля компаний, которые планируют сократить инвестиции, превысило те, что хотят их нарастить. Об этом пишет газета «Ведомости».
По данным исследования лаборатории конъюнктурных опросов Института Гайдара, доля предприятий, которые планируют снизить инвестиции в производство, в октябре составила 25%. При этом лишь 21% предприятий хотят увеличить инвестиции в производство. В сентябре 26% компаний выступали за инвестиции в производство, а 22% — хотели сократить этот показатель.
По словам заведующего лабораторией Сергея Цухло, рост инвестиционного оптимизма, который во втором квартале достиг максимума за пять лет, сошел на нет: компании начали понимать, что выход из кризиса замедляется. К началу четвертого квартала доля бизнесменов, не уверенных в экономической ситуации, выросла до 33% с 25% в начале года.
Компании выводят средства из производственного оборота и направляют их на срочные депозиты, выросшие за год к 1 сентября на 9%. По словам члена правления Райффайзенбанка Никиты Патрахина, депозиты юрлиц сроком до месяца растут. При этом кредитный портфель компаний сократился на 0,7% с учетом валютной переоценки, отмечает руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. Даже с учетом размещения облигаций общий портфель займов стагнирует, тогда как кредиты населению растут.
Опросы ЦБ и РСПП указывают на увеличение доступности кредитов. Однако компании не увеличивают кредит. Вместо этого они гасят старые и берут новые. Ставки снижаются быстрее, чем ключевая, а кредитные организации пытаются улучшить сервис, но это не помогает: бизнес не ждет укрепления спроса и не планирует инвестиций, выбирая короткие депозиты.
По оценке Минэкономразвития, рост инвестиций в основной капитал ускорится с 4,1% в этом году до 5,7% в 2020 году. Однако в Счетной палате назвали эти надежды необоснованными: бизнес выбирает финансовые вложения вместо инвестиций в производство. Предприниматели лишились мотивации инвестировать в производство в 2015 году, она так и не вернулась с этого времени, рассказывает глава Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, с учетом нынешних геополитических рисков бизнес может планировать в лучшем случае на два года вперед.