Стартап Bidzaar разработал алгоритм для проверки контрагентов на соблюдение стандартов Environmental, Social, and Corporate Governance (ESG). Это международные правила, позволяющие оценить экологическое, социальное и корпоративное управление в компании. В России такого стандарта по-прежнему не существует, однако его уже вынуждены соблюдать местные игроки, занимающиеся экспортом в страны ЕС.
Российский разработчик облачных технологий для автоматизации закупок Bidzaar создал алгоритм проверки контрагентов на соответствие международному стандарту ESG для частных компаний. Речь идет о совокупности характеристик, позволяющих определить, соблюдает ли компания требования по заботе об окружающей среде, безопасности сотрудников, инклюзивности, а также по прозрачности управления и гендерному составу совета директоров. Эти критерии были разработаны в ООН и внедряются с 2015 года.
Сейчас на платформе Bidzaar зарегистрировано около 150 клиентов (в том числе «Яндекс Go», Wildberries, Альфа-банк, «Пятерочка», «Л’Этуаль», «Додо Пицца» и др.) и более 20 тыс. продающих товары для офисов и организации работы поставщиков. Сервис подбирает последних с помощью искусственного интеллекта, проверяет их по 32 базам данных и проводит анализ по 30 финансовым показателям, объясняет представитель Bidzaar Екатерина Мереминская. Проверка по ESG — новая функция, на этапе теста она доступна только для ряда клиентов, согласившихся участвовать в эксперименте. В компании не стали раскрывать Inc. участников пилота. Для всех подключенных к платформе компаний эта функция станет доступна в октябре, уточнила Мереминская.
В России стандарта для ESG все еще не существует, однако Банк России в июле этого года рекомендовал публичным компаниям предоставлять ESG-данные о своих поставщиках в нефинансовой отчетности. Впрочем, ЦБ также предлагает и остальным компаниям на рынке придерживаться этой рекомендации. Разработка национального стандарта ESG сейчас ведется и на базе общественной организации «Деловая Россия» под руководством основателя и гендиректора Bidzaar Андрея Черногорова.
В 2020 году объем B2B-закупок в России составил около 90 трлн руб., ранее оценивали Compo, из них около 20 трлн руб., по данным Единой информационной системы (ЕИС), — закупки госкомпаний. Таким образом, оборот закупок только в частном секторе составил примерно 60 трлн руб. Если хотя бы 1% из них станет работать со стандарту ESG — это создаст рынок «устойчивого развития» объемом в 600 млрд руб.
Регуляторная неопределенность в отношении климатических инициатив в России и уже принятые компаниями меры в сфере изменений климата и устойчивого развития привели к тому, что, с одной стороны, директора многих российских компаний (60% опрошенных) понимают факторы и риски ESG, а с другой — значительно меньше половины директоров (лишь 38%) видят связь этих факторов с финансовыми последствиями для компаний, отмечает директор практики услуг по корпоративному управлению и устойчивому развитию PwC в России Елена Дубовицкая. При этом примерно 50% респондентов PwC заявили, что учитывают стандарт ESG в стратегии компании.
Соответствие ESG волнует все работающие на экспорт в страны ЕС компании, отмечает руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Игорь Коротецкий. Они пытаются оценить, насколько будет значима налоговая нагрузка на их продукцию в зависимости от ее углеродоемкости, продолжает он. «Такие компании сейчас занимаются оценкой выбросов парниковых газов, углеродного следа продукции, начинают разрабатывать стратегии декарбонизации и климатические стратегии. Этот же фактор интересует и инвесторов в том числе», — говорит Коротецкий.
Игнорирование стандартов ESG будет оказывать долгосрочное негативное влияние на выручку и капитализацию многих российских компаний, уверена Дубовицкая. По этой причине многие игроки уже уделяют внимание стандартам устойчивого развития, индексам и рейтингам, чтобы продемонстрировать приверженность положительным изменениям в этой сфере. Об этом свидетельствуют и данные PwC — около 44% респондентов заявили, что вопросы социальной ответственности и устойчивого развития важны для инвесторов.
В это же время за последние два года ситуация с гендерным неравенством в российских компаниях только усугубилась, констатируют эксперты международной рекрутинговой компании Hays. «Одно из наших исследований по внедрению политики многообразия показало: 58% российских профессионалов опасаются, что могут столкнуться с ограничениями в рамках карьерного развития из-за их национальности, возраста, пола, физического или психического здоровья, сексуальной ориентации», — говорит представитель Hays Анна Михеева. По результатам проведенных Hays в нескольких городах РФ опросов, почти четверть респондентов из числа профессионалов не считают, что труд мужчин и женщин в компаниях оплачивается одинаково. При этом около 64% женщин считают, что получают зарплаты наравне с мужчинами, — это на 23% больше, чем показывало исследование Hays 2018 года, подчеркнула Михеева.