Российский бизнес ждет ухудшения финансового положения компаний
Российские предприниматели начали все чаще озвучивать прогнозы об ухудшении финансового положения своих компаний — пессимизм бизнеса находится на уровне конца зимы 2014 года. Об этом со ссылкой на результаты опроса Inc. сообщил представитель Аналитического центра НАФИ.
В 2015 году ухудшения финансовых результатов в перспективе одного года ожидали 8%, а на сегодняшний день этот показатель достигает 17%. Два года назад улучшения ситуации ждали 45% респондентов, а в этом году их доля составила лишь 36%, свидетельствуют результаты сентябрьского опроса. Еще 30% опрошенных считают, что за год ничего не изменится (в 2015 году этот показатель составлял 18%). При этом положительные прогнозы склонен озвучивать малый бизнес (41%), а негативные — средний (41%).
Ольга Стасевич
руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ
«Пессимизм российских предпринимателей достиг уровня декабря 2014 года, когда кризис вступил в активную фазу. Это факт подтверждает, что российская экономика по-прежнему в рецессии, выход из которой не будет таким стремительным, как ожидалось ранее. Рост уверенности и оптимизма наблюдался среди предпринимателей в течение 2016 года во многом благодаря принятым программам государственной поддержки. Однако коренным образом переломить ситуацию они не смогли. Ключевая причина — низкий уровень информированности о них среди предпринимательского сообщества и, как следствие, вовлеченности».
При этом самый высокий уровень пессимизма испытывают предприятия из строительства и обрабатывающего производства. В основном проблемы связаны с падением спроса. Бизнес также указывает на увеличение налоговой нагрузки и рост неналоговых платежей. По словам Стасевич, в ближайший год решающими факторами выживания бизнеса станут регулярный мониторинг финансового положения предприятия, повышения уровня финансовой грамотности и стратегическое планирование.
При этом предприниматели практически не изменили оценок финансового положения бизнеса: 40% российских бизнесменов, как и год назад, называют состояние компании «хорошим» и «очень хорошим». С августа прошлого года доля подобных предприятий не изменяется. 43% респондентов называют ситуацию в компании «средней», а 16% — негативно оценивают состояние бизнеса. В НАФИ отмечают, что малые организации чаще говорят о хороших показателях компаний, тогда как крупные компании чаще заявляют о средних показателях (48%).