Новости

Российский рынок речевых IT-технологий вырастет до $120 млн по итогам года

Рынок разговорного ИИ вырастет до $120 млн до конца 2021 года, пишет «Коммерсант» со ссылкой на подсчеты аналитиков Just AI. Основным драйвером станет вытеснение традиционного человеческого ресурса из кол-центров.

Рынок речевого ИИ в 2021 году вырастет на 81%, до $80 млн, с учетом госзаказчиков — на 58%, до $120 млн. Данные взяты из исследования IT-компании Just AI, которая взяла интервью у участников коммерческого рынка, провела анализ тендеров и бухгалтерской отчетности рынка.

Аналитики выделяют шесть сегментов на рынке разговорного ИИ: речевые технологии, речевая аналитика, исходящие коммуникации (звонки), конструкторы ботов и сценариев, NLP (Natural Language Processing, обработка естественного языка) и «ассистенты, навыки, прочее».

В отдельный сегмент выделяют решения для госзаказчиков, которые являются самым крупным потребителем разговорного ИИ. В сегменте лидирует группа ЦРТ, принадлежащая Сберу: более 80% выручки, оцениваемой примерно в 1 млрд руб. в год, ей приносят именно госконтракты. Еще один крупный игрок — сама Just AI, ее годовая выручка составляет 500 млн руб. в год. Далее идут компании, чья выручка выше 200 млн руб., — Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые технологии и платформы речевой аналитики) и «АТС Аэро» (создание голосовых роботов-помощников). К компаниям с годовой выручкой свыше 100 млн руб. аналитики относят «Наносемантику» (NLP/NLU/DM-платформы), Neuro.net и Zvonobot (исходящие телефонные коммуникации).

Гендиректор ЦРТ Дмитрий Дырмовский убежден, что среди проектов в сфере разговорного ИИ преобладают коммерческие сделки. Он согласен с текущими оценками рынка от Just AI, однако считает, что темпы роста будут на 15% ниже. Среди крупных госзаказчиков он также выделил МФЦ, которые стремятся к оптимизации коммуникации с клиентами.

Эксперты отмечают, что среди коммерческих заказчиков такие продукты наиболее интересны ретейлерам, банкам, телеком-компаниям и компаниям сферы e-commerce.

Исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин утверждает, что разговорный ИИ вытесняет традиционный человеческий ресурс из кол-центров, что станет драйвером рынка в сегменте B2B.

«На восходящем тренде находятся продажи B2C-устройств типа умных колонок, поэтому в течение нескольких лет мы увидим существенный рост рынка в сегменте «ассистенты»», — говорит он.

Согласно июльскому исследованию Neuro.net, 48,1% граждан далеко не всегда могут определить, с кем они общаются, с роботом или человеком. Больше трети россиян (37,6%) относятся негативно к голосовым помощникам.