Исследование: все меньше россиян хотят иметь собственный бизнес
Число россиян, которые хотели бы открыть свой бизнес, снова снизилось. Об этом говорят результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Открыть свое дело хотят 22% россиян (в 2008 году о таком желании говорили 32% опрошенных). Если в 1991 году меньше половины (49%) россиян считали открытие бизнеса плохой идеей, сегодня об этом говорят 68%.
Больше половины (53%) опрошенных считают главным в бизнесе наличие стартового капитала. При этом 34% считают важной команду, а 24% — личные качества предпринимателя. Мешают открыть свое дело бюрократия и административные барьеры.
Другие результаты показало исследование, проведенное бизнес-школой «Сколково» среди собственной аудитории. Опрошенные предприниматели на первое место в списке препятствий поставили создание команды/трудность в подборе сотрудников (31%), нехватку опыта и знаний у самого предпринимателя (31%) и личные барьеры/страхи/неуверенность предпринимателя (26%). Участники также выдвинули предложения, которые, по их мнению, помогли бы российскому бизнесу.
андрей шаронов
президент Московской школы управления «Сколково»
«Важно отметить две вещи по итогам опроса. Во-первых, мне очень импонирует, что российское бизнес-сообщество становится более зрелым: предприниматели и менеджеры, опрошенные бизнес-школой, не жалуются на административные барьеры. Они готовы вести бизнес в России, самые сложные для них вещи — это выбор правильной команды, нехватка знаний и умение преодолевать собственные страхи. Второй важный момент, когда мы говорим про взаимоотношение бизнеса и государства, – все должны понимать, что работа должна идти в обе стороны. И государство должно уметь разговаривать с бизнесом, и сами предприниматели должны хотеть искать информацию, знать, какие есть льготы и возможности, и пользоваться ими».
В августе результаты опроса об отношении россиян к бизнесу опубликовал аналитический центр НАФИ. О желании начать свой бизнес в ближайшие несколько лет тогда заявили 9% россиян. Чаще всего о таких планах рассказывали мужчины (13%) и молодежь до 24 лет (29%), реже — женщины (6%). На трудности, связанные с открытием своего дела, жаловались в основном жители сел (74%) и городов-миллионников (68%). Реже о таких трудностях говорили жители Москвы и Петербурга (39%) и городов с населением 50-100 тыс. человек (45%).