Идея KPI не нова: в компаниях, где такие системы были, их углубляют, а там, где их не было, стараются максимально быстро внедрить, отмечает издание. «Но де-факто на рынке это было в микроскопических размерах. Премия воспринималась как некая постоянная составляющая доходов», — говорит Иван Кузнецов, представляющий портал о вакансиях Superjob. Сейчас, по его словам, компании все настойчивее распространяют систему KPI вниз, на рядовых сотрудников. Несколько лет назад консультанты только пугали этим, а теперь это реальность рынка труда. «Я помню, как в 2008 году оценивал штат PR-подразделения одной финансовой компании и поражался: восемь человек, из них двое работают, а остальные получают зарплату, причем выше рынка», — рассказал Кузнецов. Сейчас эти люди, получавшие 200 тысяч рублей в месяц, попадая на рынок, неожиданно выясняют, что им и 60 тысяч рублей никто не предложит.
По мнению Кузнецова, новые веяния приведут к болезненным конфликтам. «Человек спокойно сидел, получал определенный доход, причем относительно невысокий. И его выдавливают в такую систему, при которой он либо не нужен, либо должен постоянно развиваться. Вместо пяти неэффективных людей у нас будет работать один эффективный. А мы знаем, что объективно люди не любят развиваться, как это ни цинично звучит», — уверен Кузнецов.
«Понятие «тринадцатая зарплата» — ругательное на HR-рынке. Это уравниловка, и практически все компании пытаются отказаться от идеи годовой премии для всех подряд рядовых сотрудников. И все больше используются квартальные и ежемесячные премии», — отметил партнер консалтинговой компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн.
Пока российские компании распространяют систему KPI на рядовых сотрудников, на Западе уже отказываются от этого. «Да, мы идем в западном тренде, но с лагом примерно лет в 10–15», — говорит Финкельштейн. По его словам, распространение системы KPI на рядовых сотрудников возможно, но требует очень большой осмотрительности, которой наши компании обычно не страдают. По его словам, на Западе уже пришли к тому, что системы мотивации не предполагают очень жестких инструментов расчета результата.
Напомним, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 74% российских предприятий малого и среднего бизнеса в 2015 году мотивировали сотрудников премиями, оплатой сверхурочных и индексацией зарплат. Предпринимателям выгоднее поощрять работников бонусами, чем повышать им оклад, говорит представитель НАФИ Ольга Стасевич.
Фото на главной странице: iStock by Getty Images