Аналитическая служба Wildberries провела опрос среди более 7,7 тыс. предпринимателей из 82 регионов России, чтобы узнать, что они считают главными достижениями и разочарованиями в 2021 году, а также об их планах на 2022 год. Материалы исследования есть в распоряжении Inc.
Среди опрошенных в Wildberries около 81% — индивидуальные предприниматели, 11% — представителями небольших компаний с численностью сотрудников до 250 чел, 7% — самозанятыми и всего 1% — представителями крупного бизнеса.
В 2021 году самым позитивным фактором для 55% предпринимателей стал рост интернет-торговли, 29% отметили рост потребительского спроса, 5% — госпрограммы поддержки предпринимательства и частные инициативы онлайн-ретейлеров и банков. Почти четверть (23%) отметили, что поставленных на год целей им помогло добиться дополнительное образование, а 27% оценили новинки в цифровизации бизнес-процессов, такие как электронный документооборот.
Рост цен на транспортные и логистические услуги 67% предпринимателей назвали главной проблемой для бизнеса в 2021 году. Среди других событий, сдерживающих развитие бизнеса, опрошенные указали глобальные внешнеэкономические факторы (66%) и высокую конкуренцию в своей отрасли (55%). 15% отметили негативное влияние ограничений из-за COVID-19, а также колебания курса валют, 21% недовольны высокой инфляцией, 11% — излишней бюрократией, а 4% — ростом ставок по кредитам в стране.
В следующем году 42% бизнесменов готовятся запустить продажи в новых категориях или новые бренды, 40% хотят расширить производство или объемы закупок товаров. 14% собираются в 2022 году инвестировать в новые каналы продаж, а 4% — потратить деньги на самообразование.