Новости

Интерес к российским франшизам в 2022 году вырос на 67%

Рост интереса к российским франшизам в 2022 году составил 67%, говорится в исследовании портала Franshiza.ru. Эксперты объясняют этот феномен страхом предпринимателей, что зарубежные правообладатели в любой момент могут уйти из страны.

Что случилось

Интерес к российским франшизам в 2022 году вырос на 67% по сравнению с предыдущим годом, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование портала Franshiza.ru. Число действующих франшиз за 2022 год выросло на 5%, до 3,3 тыс.

Больше всего в 2022 году продали франшиз в сфере услуг и общепите — 50% и 26% соответственно. 13% продаж пришлось на франчайзи в непродовольственной рознице, 7% — продуктового ретейла. Оборот рынка за этот же период увеличился на 19% год к году, до 2,78 трлн руб. Эксперты связывают это с ростом среднего чека для покупателей франшиз.

Так, например, основательница сети кафе «АндерСон» Анастасия Татулова отмечает, что рост интереса к покупке франшизы начался во второй половине 2022 года, когда каждую неделю приходили три-пять запросов. Сеть фастфуда Stardogs открыла в 2022 году на 40% больше торговых точек по франшизе, чем годом ранее (330). Также растет интерес к франшизе магазинов формата «у дома» «Фасоль», но в основном в Москве, Сибири и на Урале.

Наибольший интерес по стране вызвали недорогие франшизы, которые требуют не более 6 млн руб. инвестиций, — их приобретали в основном предприниматели из городов-миллионников.

Доля российских компаний с франчайзинговыми точками за границей в целом снизилась за год на 3,6 процентных пункта, до 35,4%, отмечают во Franshiza.ru. Растет интерес к российским франшизам за рубежом только в тех странах, куда массово эмигрировали россияне (это Турция, ОАЭ, Казахстан), а также в Узбекистане и Белоруссии. При этом, по данным Franshiza.ru, доля российских компаний с франчайзинговыми точками за границей в целом снизилась за год на 3,6 п. п., до 35,4%.

Почему это важно

Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская объясняет рост интереса к российским франшизам «настороженностью предпринимателей по отношению к международным брендам», так как они опасаются, что российский бизнес зарубежной компании может быть в любой момент свернут.

Рождественская ожидает кратный рост спроса на франшизы в 2023 году, если геополитическая и экономическая ситуация не ухудшится. Согласно исследованию портала, почти 41% владельцев российских брендов намерены увеличить число точек продаж за счет франчайзинга. Например, сеть ювелирных магазинов Sokolov планирует в 2023 году открыть в два раза больше, чем в предыдущем году, франчайзинговых точек — 242.

При этом на фоне общего роста интереса к локальным франшизам кое-где спрос на их покупку сократился: в основном на юге России, в регионах, близких к зоне действия «спецоперации», — в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже.

Контекст

На фоне «спецоперации» спрос на иностранные франшизы в июне 2022 года упал на 58% — причиной стал массовый уход иностранных лицензиатов или приостановка их деятельности, а также прекращение инвестиций в Россию зарубежными брендами.

Мнение

Гендиректор аналитической компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров отмечает, что многие выходящие на зарубежный рынок российские франшизы не адаптируются под его запросы и не планируют этого делать. Такая политика может привести к тому, что после ослабления миграционного потока эти бренды станут невостребованными на зарубежном рынке, уверен эксперт.