Новости

Исследование: российский рынок франчайзинга вырос на 11,3% за год

В 2021 году в России появилось около 480 новых франшиз, а их общее количество выросло на 11,3%, до 3,1 тыс., согласно данным franshiza.ru. В основном это маленькие франшизы, созданные в рамках нацпрограммы по развитию предпринимательства.

Сейчас около 74% российских франчайзеров имеют организационно-правовую форму в виде ООО, 26% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП, отмечает franshiza.ru.

По данным на начало 2022 года, 20% российских франчайзеров зарегистрированы в Москве, 8% — в Санкт-Петербурге, оставшиеся 72% — в регионах, большая часть приходится на Новосибирск, Омск, Тюмень и Нижний Новгород.

39% предприятий имеют точки за пределами России, в основном в странах СНГ, таких как Казахстан, Белоруссия и Узбекистан. Для сравнения, в 2019 году доля компаний, имеющих франчайзинговые точки за пределами страны, составляла 48%. В связи с большим появлением новичков процент упал, так как многие предприятия начинают свое развитие прежде всего на территории России.

По числу новых открытых франчайзинговых точек рынок вырос на 8%: активно стали развиваться такие сервисы, как «Яндекс.Маркет», Wildberries и OZON. Среди наиболее заметных игроков, которые запустили франшизу в 2021 году, — ПЭК, Zotman pizza, Car price, «Финграм» и Simargl Electro, отмечают аналитики.

Непродуктовая розничная торговля по числу новых открытий остается в стагнации, а такие виды бизнеса, как детское обучение и образование, значительно замедлили темпы роста по сравнению с допандемийным уровнем. При этом активность проявили бизнесы в сфере медицины, доставки, dark kitchen и небольшие супермаркеты. По данным franshiza.ru, спрос на fashion-франшизы в 2020–2021 году был минимальным за всю историю франчайзинга.

Однако ситуация с закрытиями франчайзинговых точек в 2021 году гораздо лучше, нежели в 2020 году: число закрытий снизилось на 17% год к году.

Оборот рынка франчайзинга в 2021 году увеличился на 15% в сравнении с 2020 годом и составил 2,346 трлн руб. Несмотря на это данный показатель оказался ниже показателей 2019 года. Также на 18% выросло число занятых во франчайзинговых сетях. Это связано с восстановлением штата сотрудников после вынужденных сокращений в 2020 году на фоне пандемии, отмечает franshiza.ru.