Новости

Morgan Stanley: к 2025 году российский рынок супераппов достигнет $134 млрд

Целевой объём рынка российских экосистем и супераппов, которые уже запустили «Яндекс», Mail.ru Group, «Сбер» и Тинькофф-банк, увеличится с $51 млрд в 2020 году до $134 млрд в 2025 году. Среднегодовые темпы роста составят 21%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на отчёт Morgan Stanley.

Рынок супераппов (мобильных приложений, объединяющих множество товаров и услуг) охватывает агрегаторы такси, доставку еды, онлайн-ретейл и финтех. Под целевым понимается максимальный объём всех четырёх сегментов, который могут занять компании, строящие экосистемы.

К 2025 году крупнейшим сегментом станет электронная торговля с объёмом примерно в $100 млрд. При этом не весь сегмент займут экосистемы — четверть рынка, по прогнозу Morgan Stanley, будет занимать Wildberries, который остаётся независимым игроком.

На рынке цифровых экосистем и супераппов аналитики выделяют четырёх ключевых игроков. Первый потенциальный лидер — «Яндекс», который развивает суперапп «Яндекс.Go» и предлагает наиболее полный набор товаров и услуг. Однако компании необходимо наращивать позиции в онлайн-ретейле, говорят аналитики.

Другой ключевой игрок — «Сбер», который «обладает внушительной аудиторией и сильным брендом, но подвержен регуляторным рискам». Банк развивает экосистему, но еще не представил для неё приложение, отмечают в Morgan Stanley.

Также в числе лидеров рынка — Тинькофф-банк, развивающий своё мобильное приложение. Банк занимает сильные позиции в финтехе, но отстаёт от конкурентов по другим направлениям. Основное преимущество Mail.ru Group, по мнению аналитиков, в развитии интернет-торговли в соцсетях, но её партнёрство со «Сбером» в сфере еды и транспорта может тормозить принятие решений.

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын сказал изданию, что несмотря на рост супераппов, многие сервисы, например, в онлайн-ретейле и такси, могут быть убыточными и требуют инвестиций. «Часть компаний, входящих в экосистемы, может и никогда не выйти в прибыль, но они нужны для удержания аудитории и заработка на других, более доходных сервисах», — объяснил он. Также эксперт не исключает появления новых участников рынка, которыми могут стать МТС и Ozon.

«Если убрать агрессивные планы по росту, то практически все бизнесы, входящие в экосистему, окупаемые», — сказал изданию представитель «Сбера». Но поскольку все проекты находятся на стадии роста, «Сбер» продолжает в них инвестировать, уточнил он.

Драйверами российского рынка в области развития супераппов выступают банки и финтех, уверен представитель Тинькофф-банка. По его словам, банк продолжит инвестировать в развитие экосистемы, а его преимуществом станет гибкость за счёт партнёрских интеграций.