Ученые назвали самую эффективную стратегию для предпринимателей во время кризиса
Ученые из России и Канады провели совместное исследование работы компаний в период неопределенности и дефицита ресурсов. Эксперты сосредоточились на российском рынке. Привычные в стабильных условиях анализ и планирование перестают работать во время кризиса, доказали ученые.
В период кризиса наиболее эффективной стратегией становится не анализ и планирование, а поиск новых возможностей и быстрая адаптация, следует из исследования Высшей школы менеджмента СПбГУ и Школы бизнеса им. Хаскейна при Университете Калгари в Канаде. Результаты научной работы опубликованы в Strategic Entrepreneurship Journal.
Ученые изучали развивающийся рынок России в турбулентный период 2015–2016 гг. и выявили две ключевые стратегии бизнеса. Первая — подход, основанный на анализе, прогнозах и планировании ресурсов. Вторая — подход к принятию решений на основе доступных возможностей и ресурсов, подразумевающий быструю адаптацию к окружающей действительности. Последний называют эффектуацией.
В стабильных экономических условиях анализ и планирование экономят ресурсы бизнеса и доказывают свою эффективность, говорится в исследовании. В кризис ситуация меняется, и дорогостоящая и ненадежная для благополучного времени эффектуация становится главной возможностью выжить.
При этом подходе руководители учитывают то количество ресурсов, которое они могут позволить себе потерять, а не ожидаемую прибыль. Это особенно важно в странах со слабо развитыми институтами, отмечается в научной работе. Менеджеры, преуспевающие в эффектуации, «хороши в использовании любых неожиданных сюрпризов в качестве источников новых возможностей».