Новости

«Сбер» и Cognitive Technologies заморозили совместный проект разработки беспилотных автомобилей

Совместное предприятие (СП) «Сбера» и Cognitive Technologies — Cognitive Pilot — приостановило проект по созданию беспилотных автомобилей, пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя СП.

Заявленная причина заморозки проекта — отсутствие в России и других странах законодательства, которое бы регулировало перемещение беспилотников на дорогах. По словам собеседника газеты, сейчас существуют лишь отдельные документы, разрешающие проведение испытаний или движение беспилотников на ограниченных территориях.

О необходимости модификации нормативной среды для внедрения беспилотников сказали и в «Яндексе», разрабатывающем свою систему беспилотного вождения.

Представитель компании объяснил «Ведомостям», что в большинстве стран регулирование для коммерческих запусков пока только разрабатывается. В первую очередь беспилотные автомобили появятся в тех регионах, где будет создана полноценная законодательная база.

Также в Cognitive Pilot не до конца разобрались с бизнес-моделями, — в частности, потому что установка беспилотной системы значительно увеличивает стоимость автомобиля. «Система стоимостью около 800 тыс. руб. по цене сопоставима с недорогой иномаркой», — сказал представитель СП.

Несмотря на это, ни «Яндекс», ни Cognitive не собираются полностью отказываться от своих проектов и продолжат исследования и разработки в этой области.

Для полноценного запуска беспилотных автомобилей необходимо пересмотреть ПДД, предусмотреть права на управление такими машинами и изменить порядок привлечения к ответственности за нарушение правил, сказала изданию адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова.

Также нужно адаптировать законы, которые регулируют ОСАГО, КАСКО, особенности фиксации ДТП и определение страхового возмещения. В глобальном смысле могут измениться налоговые и таможенные нормы, поскольку беспилотные автомобили более сложные и дорогие, чем обычные, отметила адвокат.

Перспективы рынка беспилотных автомобилей существуют, но новых игроков на нём стало значительно меньше, чем три года назад, сказал «Ведомостям» директор по развитию технологических конкурсов в Российской венчурной компании Юрий Молодых. По его словам, инвесторы и обыватели поняли, что в ближайшем будущем беспилотные автомобили не станут массовым явлением.

В агентстве J’son & Partners Consulting считают, что массового распространения беспилотных автомобилей придётся ждать долго, — половина всех новых автомобилей будет оснащена системами автопилота только к 2035 году, уверены аналитики.

«Сбер» и Cognitive Technologies запустили проект по созданию беспилотных автомобилей в ноябре 2019 года. 30% компании достались «Сберу», остальные 70% — основателям и менеджменту Сognitive Technologies.

Сооснователь и гендиректор компании Ольга Ускова заявила изданию, что сейчас компания фокусируется на создании беспилотных систем управления сельхозтехникой, умных систем активной безопасности рельсового транспорта и радаров для беспилотного транспорта.

В январе 2021 года «Ведомости» писали, что Cognitive Technologies ищет инвесторов и планирует провести частное размещение ценных бумаг на сумму более $80 млн при стоимости компании в $400 млн. Контроль над Cognitive Pilot при этом останется у Cognitive Technologies.