Согласно опросу, проведенному Inc. среди представителей малого и среднего бизнеса, больше половины предпринимателей планируют самостоятельно или с помощью государственных программ заместить товары и услуги ушедших из России брендов. При этом 31,5% работавших только в России предпринимателей хотят в 2023 году выйти на зарубежные рынки.
2022 год поставил перед бизнесом много новых и крайне непростых вопросов. Уехать или остаться? Возвращать людей в офисы или строить распределенную команду? Экономить или расширяться? Ответы на эти вопросы будут определять сценарии развития предпринимательства в России 2023 года. Мы попросили предпринимателей, которые читают Inc., рассказать, какой путь выберут они.
В опросе приняли участие более 400 человек. 65,7% из них, несмотря на нестабильную геополитическую ситуацию, остаются в России и развивают бизнес внутри страны, еще 6% уехали в 2022 году, но вернулись или планируют это сделать в ближайшее время. 14% уехали из России и продали бизнес, столько же — уехали, но продолжают развивать бизнес в России из-за рубежа.
Больше половины респондентов считают сложившуюся ситуацию благоприятной для захвата ниш, освободившихся в результате ухода западных брендов, — 47% планируют делать это самостоятельно, еще 12,6% — с помощью государственных программ по импортозамещению.
При этом 52,4% в 2023 году планируют работать только внутри России, как и раньше, еще треть — выходить за рубеж, хотя до 2022 года развивались только на локальном рынке. 11% остаются на зарубежных рынках несмотря ни на что, а 4% работали и в России, и за ее пределами, а в 2023 году будут вынуждены закрывать точки или представительства за рубежом.
Стараются сохранить прежний состав команды, несмотря на кризис, 52,5% опрошенных, 30% активно нанимают новых людей (+20% и больше к прежнему составу), а 8% увольняют большую часть сотрудников (больше 50%).
Больше трети предпринимателей в 2023 году возвращают всех сотрудников в офис после длительного периода удаленки. 41,4% остаются в дистанционном режиме. Пятая часть опрошенных открывают офисы в других странах и строят распределенную по миру команду.
Активно инвестировать в наем и развитие существующей команды намерены 38% владельцев, 23% сделают упор на вложения в маркетинг, 21% — порежут все «косты», которые возможно, в целях экономии.
Личные деньги предприниматели хотят тратить не на себя, а на бизнес: инвестировать сбережения в рост компании планируют 53,5% опрошенных. 19,2% купят евро или доллары, 18,5% инвестируют в недвижимость, а 5% верят в криптовалюту.
28% респондентов готовы к крутому пивоту: в 2023 году они планируют заняться чем-то совершенно новым (открыть бизнес в новой сфере, продать/закрыть бизнес и освоить новую профессию). 63,3% хотят модернизировать то, чем занимаются сейчас, а 8,3% оставят всё как есть.
Довольно высок процент тех, кто в период кризиса готов инвестировать время и деньги в саморазвитие: 41,3% в 2023 году планируют купить абонемент в фитнес, пойти к психологу или начать учить языки. 35,2% будут развиваться бесплатно: начнут бегать, слушать лекции на YouTube или смотреть сериалы в оригинале, а 23% считают саморазвитие необязательными тратами и планируют сосредоточиться на работе.
В опросе Inc. приняли участие 408 читателей журнала, вопросы предполагали наличие у респондента собственной компании. Голосование проводилось на сайте Inc. с 20 декабря по 9 января.