Служба доставки СДЭК начала тестировать устройства для самостоятельной отправки посылок. До конца года компания планирует оборудовать такими терминалами до 30 офисов и рассчитывает, что около 30% клиентов будут пользоваться именно ими. Эксперты отмечают, что в перспективе это может увеличить пропускную способность пунктов приема посылок. Однако возрастает и риск, что терминалами начнут пользоваться злоумышленники для пересылки запрещенных грузов, предупреждают участники рынка.
Оператор доставки СДЭК протестирует терминалы для самостоятельной отправки посылок, об этом Inc. Russia рассказал представитель компании. До конца года они планируют установить около 30 таких устройств в офисах Центрального федерального округа. Партнером проекта стал производитель терминалов Omnic: он занимался дизайном устройств, а также разработкой программного обеспечения и интеграцией в текущие процессы логистической компании. Условия сотрудничества, инвестиции в проект и планы по дальнейшей экспансии в СДЭК раскрывать не стали. В Omnic не ответили на вопросы Inc. к вечеру вторника.
Устройства позволяют пользователю упаковать, взвесить, измерить габариты, оформить документы и оплатить отправку посылки без участия сотрудника службы доставки, добавляют в компании. Руководитель проектного офиса СДЭК Максим Карпин ожидает, что самостоятельной отправкой посылок будут пользоваться около 30% всех посетителей оснащенных новыми терминалами офисов. «Для сравнения, в большинстве офисов Королевской почты Великобритании доля посылок, отправленных через терминал самообслуживания, превышает процент посылок, оформленных через оператора», — рассказывает Карпин.
Служба СДЭК основана Вячеславом Пиксаевым и Леонидом Гольдортом в 2000 году в Новосибирске, к 2002 году компания начала работать в Москве и Санкт-Петербурге. По собственным данным, ежегодно обрабатывает около 50 млн посылок, управляет более чем 2 тыс. пунктов выдачи заказов и получения посылок. За первые шесть месяцев 2021 года выручка ООО «СДЭК Глобал» составила 8,89 млрд руб., чистая прибыль — более 203 млн руб., следует из опубликованной отчетности компании. В декабре 2020 года СДЭК также инвестировал более 600 млн руб. в создание сети постаматов, которую они создают совместно с Omnic. Компания планировала инвестировать в развитие направления еще 4 млрд руб.
При оформлении груза через терминал самообслуживания существует вероятность, что клиент отправит запрещенный к перевозке груз, предупреждает вице-президент по продажам и маркетингу в российской DHL Express Дмитрий Саутенков. К тому же пользователь может ошибиться при оформлении сопроводительных документов, определении габаритов груза и выборе конкретного тарифов, добавляет он. С другой стороны, такие устройства позволят увеличить пропускную способность в офисах и повысить привлекательность службы — многие клиенты больше не готовы лишний раз коммуницировать с сотрудниками магазинов и различных заведений, полагает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, такие устройства могут быть установлены и за пределами собственных пунктов, считает он.
Первыми терминалы для самостоятельной отправки посылок начала тестировать «Почта России» еще в 2017 году. Тогда компания объявила об открытии отделений, пользователи которых могут самостоятельно упаковать, взвесить и оплатить почтовое отправление. Однако созданное тогда решение лишь минимизировало контакт с сотрудником отделения, но не исключало его. Источник Inc. на рынке логистических компаний знает, что тот пилот «Почты России» оказался неудачным, терминалы работали со сбоями. В «Почте России» не стали комментировать Inc. результаты эксперимента.