Акции Volkswagen упали на 2%, так как инвесторы обеспокоены стоимостью и неопределенностью совместного предприятия с американским производителем электромобилей Rivian, открыв новую вкладку, направленную на укрепление позиций одного из крупнейших европейских автопроизводителей в сфере электромобилей. Инвесторы Rivian с радостью восприняли это предложение, подняв акции убыточной компании на 37%, сообщили Reuters. После акции выросли на 24,4%, увеличив рыночную стоимость компании почти на $3 млрд.
Немецкая группа заявила, что инвестирует до $5 млрд в Rivian в рамках проекта по совместному использованию платформ и программного обеспечения для EV. Инвестиции также укрепят истощающиеся денежные резервы Rivian, приблизят стартап к прибыльности и помогут ему лучше конкурировать на рынке, где доминирует Tesla.
Это соглашение — последний переход Volkswagen от стратегии самостоятельного развития к привлечению опыта через партнерство в ключевых областях электрификации, от батарей до платформ EV и программного обеспечения.
Это также подчеркивает борьбу традиционных автопроизводителей за создание автомобилей с батареями и передовым программным обеспечением, в то время как стартапы в области EV борются с замедлением спроса на фоне высоких процентных ставок и сокращающихся денежных средств.
Это добавляет вопросов к будущему Cariad, дочерней компании Volkswagen по производству программного обеспечения, которая пережила годы задержек и убытков. Также остаются вопросы, смогут ли две компании согласовать культуру и стратегии.
«Cariad должна исчезнуть и исчезнет. Реальность такова, что она станет неактуальной и умрет естественной смертью», — сказал аналитик Jefferies Филипп Хушуа, добавив, что ни одному другому унаследованному автопроизводителю не удалось создать конкурентоспособное программное обеспечение в одиночку.
Тем не менее Хушуа приветствует изменение стратегии, о котором сигнализирует сделка. «Старый VW продолжал бы бросать деньги на решение проблемы — новый VW с генеральным директором Оливером Блюме более прагматичен и скромен и ищет помощи в других местах», — говорит он.
Ответственность и ресурсы для разработки единой операционной системы для автомобилей Volkswagen Group, получившей название «программная архитектура 2.0» или «программно-определяемый автомобиль», будут централизованы в совместном предприятии, куда войдут специалисты из Cariad.
СП станет хранилищем существующей интеллектуальной собственности Rivian, а готовящийся к выпуску внедорожник R2 станет первым автомобилем, в котором будет использоваться программное обеспечение предприятия. За ним последуют автомобили Volkswagen, включая марки Audi, Porsche, Lamborghini и Bentley.
Cariad также продолжит разработку своих собственных проектов, включая программное обеспечение для автоматизированного вождения, сказал представитель Volkswagen.
Генеральный директор Cariad Питер Бош в своем сообщении в LinkedIn заявил, что СП ускорит разработку программного обеспечения Volkswagen и снизит затраты.
Это партнерство отражает аспекты сделки, заключенной между Volkswagen и китайским EV-стартапом Xpeng в июле прошлого года для сотрудничества в области программного обеспечения и платформы для китайских EV, хотя в отличие от партнерства с Xpeng, Rivian и Volkswagen не будут разрабатывать совместные модели.
В то время как программное обеспечение, разработанное совместно с Xpeng, предназначено для использования только в Китае, программное обеспечение, разработанное совместно с Rivian, технически может быть использовано где угодно, сказал представитель VW, добавив, что конкретные детали еще не определены.
Компания Rivian оказалась на более устойчивой позиции, чем другие EV-стартапы — некоторые из них обанкротились, — но она все еще несет убытки в размере около $40 тыс. на каждый поставленный автомобиль. Чтобы сократить расходы, компания пересматривает контракты с поставщиками и производит некоторые детали собственными силами. До роста акции компании потеряли половину своей стоимости в этом году. За последние три года акции Volkswagen упали более чем в два раза.
«Объединение усилий может также помочь снизить стоимость одного автомобиля и укрепить защиту от растущей мощи китайских производителей EV», — говорит Сюзанна Стритер, глава отдела денег и рынков в Hargreaves Lansdown.
Некоторые аналитики, следящие за VW, выразили обеспокоенность размером инвестиций. «Хотя сделка может иметь стратегический смысл, мы считаем, что инвесторы предпочтут, чтобы VW продавал активы, а не покупал их», — заявили в Stifel Research.
Роджер Аткинс из консалтинговой компании Electric Vehicles Outlook также сомневается в совместимости Volkswagen и Rivian.
«Существует проблема культуры — попытка совместить вертикально интегрированный и гибкий подход Rivian к разработке программного обеспечения с более традиционным подходом Volkswagen к работе с многочисленными поставщиками и менеджерами среднего звена похожа на засовывание квадратного колышка в круглое отверстие», — сказал он.
В мае Volkswagen сообщил, что его операционная прибыль упала на 20% в первом квартале 2024 года по сравнению с тем же периодом годом ранее. Причинами стали падение продаж и рост расходов.