Новости

Малый бизнес предложил штрафовать маркетплейсы за дискриминацию товаров и продавцов

«Опора России», которая представляет интересы малого и среднего бизнеса, подготовила концепцию регулирования деятельности онлайн-ретейлеров. В ней есть предложение о наложении штрафов на маркетплейсы за дискриминацию товаров, а также об ограничении их монополии на рынке, пишут «Ведомости».

Деловое объединение «Опора России», которое представляет интересы малого бизнеса, предупредило Минэкономразвития, Минпромторг и ЦБ о рисках дискриминации пользователей со стороны онлайн-ретейлеров, а также об их давлении на ценовую политику поставщиков.

Речь о таких российских и зарубежных платформах, как Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», AliExpress, eBay и др.

«Опора России» предлагает обязать маркетплейсы публиковать принципы формирования рейтингов продавцов, очередность выдачи товаров в поиске, а также запретить им требовать от бизнеса гарантий низких цен и лучших условий именно при продаже через свою площадку.

Также организация просит утвердить конкретный перечень информации, которую маркетплейсы обязаны раскрывать, и обязать их обеспечить внутреннюю систему рассмотрения жалоб и заявлений пользователей.

За нарушение правил объединение предлагает сначала делать предупреждение, а потом выписывать штраф. Для лидеров рынка предлагают наказание до «оборотного» штрафа, для других — от 500 тыс. до 1 млн руб.

Представители бизнеса жалуются, что агрегаторы товаров могут задерживать перевод оплаты за товар и ограничивать доступ к отчетам о продажах. Кроме того, маркетплейсы диктуют продавцам условия акций и скидок.

Директор ООО «Адаптер» и предправления «Кластера легкой промышленности Кировской области» Владимир Сунцов рассказал, что некоторые онлайн-ретейлеры могут не выдавать накладные при отгрузке товара. Таким образом, если товар теряется, доказать, что он был поставлен, невозможно. Другая проблема, по его словам, — в непрозрачной системе движения товаров. Товар могут снять с продажи для инвентаризации на неопределенный срок.

Большинство опрошенных представителей электронной коммерции, среди которых «Яндекс», Wildberries и Ozon, выступили за саморегулирование внутри отрасли. «Разработка нового регулирования избыточна», – считает представитель «Яндекса».

Случаи монополизации и давление на ценовую политику происходили и раньше. Так, ФАС запретила сервису бронирования Booking.com навязывать отелям «паритет цен». Сервис бронирования отелей был оштрафован на 1,3 млрд руб. за «злоупотребление доминирующим положением на рынке».