Как Snapchat и Facebook ведут войну за пользователей
Когда-то Марк Цукерберг хотел купить Snapchat у его основателя Эвана Шпигеля. Шпигель отказался от предложенных $3 млрд. Republic рассказывает о том, как спустя годы Snapchat пытается не проиграть войну социальной сети.
Snap, владеющая мессенджером Snapсhat, стремительно дешевеет. Сразу после выхода на IPO ее капитализация составляла $24 млрд, сейчас – только $15 млрд. За год Snap выросла на 153%: во втором квартале 2017 года выручка компании составила $181,7 млн против $71,8 млн за тот же период 2016 года. При этом убытки тоже выросли: за 2016 год они составили $515 млн, а во втором квартале 2017 года компания отчиталась о $443 млн убытка.
Но главная проблема компании — количество пользователей. Несмотря на огромные затраты на маркетинг и новые разработки, их прирост замедлился. Во втором квартале их общее количество достигло 173 млн человек. Главный конкурент Шпигеля — Цукерберг. Аудитория Facebook и Instagram, которыми он владеет, во много раз превышает количество пользователей Snapchat.
republic
«На вопрос о копировании и конкуренции с Facebook Шпигель заявлял, что таким явлением нужно просто наслаждаться. «В конце концов, у Yahoo тоже есть поисковая строка, но это не делает ее Google», – отшучивался основатель Snap. Но, похоже, все не так радужно. Во втором квартале 2016 года, как пишет TechCrunch, аудитория мессенджера выросла на 17,2%, но потом появились Instagram Stories, и уже в четвертом квартале 2016 года прирост аудитории упал катастрофически – до 3,2%».
Присутствие на других рынках не помогает Snapchat. Мессенджер доступен пользователям в Европе, Индии и России, но и там созданные Цукербером социальные сети популярнее. Все, что может сделать Шпигель — придумать новые сервисы, которые Facebook и Instagram не смогут быстро скопировать.
Сам Шпигель говорил, что стратегия развития Snapchat будет построена вокруг камеры. Snap запустил Spectacles – солнцезащитные очки со встроенной камерой, однако финансовая отчетность говорит о том, что интерес пользователей к ним падает. Кроме того, TechCrunch со ссылкой на источники сообщал, что Snap купила Zero Zero Robotics – китайскую компанию, которая производит дроны для селфи Hoover. Однако один дрон стоит около $500, а Snapchat пользуются по большей части школьники и студенты.
В марте TechCrunch сообщал о еще одном проекте Шпигеля. По информации источников издания, компания вела переговоры с несколькими производителями 360-градусных камер. Такая камера позволила бы сервису привлечь новую аудиторию: купив ее, пользователи смогли бы разнообразить свои Snap Stories.
Еще один способ привлечь пользователей — ставка на контент. В конце июня Time Warner заключила сделку со Snap на $100 млн. Как сообщала Wall Street Journal, медиакомпания будет делать для Snap короткометражные шоу длиной 3–5 минут, а ее партнеры будут продавать рекламу в Snap. «Но главное – составить план войны с Facebook. И для победы недостаточно придумывать новые функции, Цукерберг их легко копирует», — отмечает Republic.
Inc. разбирался в том, почему Instagram превращается в клона Snapchat.