Новости

Собаки способны мечтать и думать о любимых игрушках, их запахе и вкусе

Исследование, проведенное в рамках проекта Family Dog Project в Университете Лоранда Этвеша в Будапеште, приближает к ответу, что происходит в голове вашей собаки, когда с нетерпением ищет свою любимую игрушку. Ученые обнаружили, что собаки создают «мультимодальные мысленные образы» знакомых объектов. Это означает, что они помнят и думают о предметах, таких как их игрушки, с помощью различных признаков, например внешнего вида и запаха.

Работа, опубликованная в журнале Animal Cognition, является важным шагом на пути к пониманию когнитивных процессов животных. Предыдущие исследования в области познавательных процессов у собак все чаще показывают, что они обладают удивительно развитой способностью к обработке информации и взаимодействию с окружающей средой.

В частности, исследователи изучали, как собаки различают отдельные объекты и реагируют на человеческую речь. Например, некоторые из них демонстрировали редкую способность запоминать названия десятков объектов, то есть они ассоциируют конкретные словесные обозначения с физическими предметами. Эта способность позволяет говорить о форме ментальной репрезентации, аналогичной той, с помощью которой люди воспринимают окружающий мир.

Однако оставались вопросы о степени и природе этих ментальных репрезентаций. Формировали ли собаки детальные сенсорные образы объектов, с которыми они взаимодействовали? Как различные органы чувств способствовали запоминанию этих объектов?

Предыдущие исследования дали представление о сенсорных модальностях, которые собаки могут использовать, таких как зрение и обоняние, для поиска предметов. Исследователи заметили, что собаки могут полагаться на зрение, чтобы различать объекты при хорошем освещении, но в отсутствие визуальной информации они переключаются на обонятельные сигналы.

Основываясь на этих выводах, исследователи из Family Dog Project поставили перед собой цель продолжить изучение процессов сенсорной интеграции в мозге собак. В частности, ими двигало желание выяснить, используют ли обычные собаки, в отличие от особенно одаренных, несколько органов чувств для формирования этих мысленных образов и как эти образы могут помочь в идентификации объектов в различных условиях. Ученые провели два эксперимента.

В первом изучались сенсорные модальности, которые собаки используют, чтобы распознавать и находить знакомую игрушку при различных условиях освещения. Участвовали 14 собак: 10 типичных семейных собак и три одаренные.

Вначале каждую собаку обучали находить определенную игрушку, спрятанную среди отвлекающих предметов. В результате собака, которую поощряли лакомствами и похвалой, выбирала эту игрушку, а не другие. Эта фаза обучения была направлена на создание ментальной ассоциации между игрушкой и вознаграждением за нее. После этого в эксперименте проверялось, смогут ли собаки вспомнить и выбрать эту игрушку в двух условиях: при свете и в полной темноте.

В обоих случаях собака с хозяином находились в одной комнате, а игрушки в другой. Затем хозяева давали собакам команду принести определенную игрушку. Исследователи наблюдали, как собаки находят нужную игрушку, отмечая затраченное время и сенсорные сигналы для поиска — визуальные или обонятельные.

Результаты показали, что все собаки успешно находили игрушку как в освещенном, так и в неосвещенном помещении. Однако они делали это быстрее при включенном свете, в первую очередь полагаясь на зрительные сигналы. Оказалось, в темноте значительно увеличивалось время поиска, собаки тратили его на обнюхивание. Таким образом, внимание собак  переключалось на обонятельные сигналы, когда визуальная информация была недоступна.

Эти результаты свидетельствуют, что собаки способны использовать несколько органов чувств для формирования комплексного представления об окружающей среде. Они регулируют свои сенсорные функции в зависимости от наличия данных, демонстрируя гибкость когнитивных процессов.

Второй эксперимент был специально разработан для более глубокого изучения когнитивных процессов одаренных собак и был посвящен тому, как эти собаки запоминают и ищут игрушки, используя вербальные сигналы в различных сенсорных условиях. В нем каждую собаку тестировали в знакомой обстановке — дома или в известной им лаборатории, — чтобы обеспечить комфорт и снизить стресс, который может повлиять на поведение животного.

Схема была похожа на примененную в первом эксперименте, но  скорректирована с учетом обстановки, привычной для каждой собаки. В эксперименте использовался имеющийся у собак словарный запас из названий игрушек. У каждой собаки была коллекция знакомых игрушек, которые они могли идентифицировать по названию.

Хозяин просил собаку найти определенную игрушку по ее названию как в освещенном помещении, так и в полной темноте. Ставилась цель проверить, смогут ли собаки использовать свои мультисенсорные образы игрушек для их поиска без визуальных подсказок. Как и в первом эксперименте, собаки искали игрушки в отдельной комнате.

Одаренные собаки успешно находили нужные игрушки по названию как при свете, так и в темноте, значительной разницы в показателях не было. Поэтому возможно предположить, что словесное обозначение игрушки вызывает в памяти надежное мультисенсорное мысленное представление о ней, на которое собаки могут опираться даже в отсутствие визуальной информации.

Кроме того, эксперимент показал: собакам требовалось больше усилий и времени, чтобы найти игрушку в темноте, без помощи зрения, но они все равно были способны хорошо выполнить задание. Увеличение времени поиска в темноте сопровождалось усилением нюхательного поведения, что свидетельствует о переключении на обонятельные сигналы при отсутствии визуальных.

Исследование показало интересные результаты, но имеет свои ограничения. Размер выборки был относительно небольшим, и в нем участвовали всего несколько пород собак. В будущих исследованиях можно было бы включить больше пород, чтобы подтвердить эти выводы. Кроме того, изучение того, как собаки используют другие органы чувств, такие как слух и осязание, для идентификации объектов, могло бы дать более глубокое представление о когнитивных способностях этих удивительных животных.

Тем не менее исследование предоставляет убедительные доказательства, что собаки, как и люди, формируют сложные сенсорные образы окружающих их объектов. Хотя одаренные собаки могут представлять верхний эшелон собачьего интеллекта, обычные собаки также обладают способностью запоминать свой мир с помощью широкого мультимодального восприятия.

Маркетинговые технологии тоже не полагаются лишь на зрение и слух в попытке привлечь покупателей. McDonald’s запустила необычную маркетинговую кампанию в Нидерландах. Корпорация выпустила рекламные щиты, окрашенные в желтый или красный цвет, на которых нет привычного логотипа и какого либо рисунка. При этом, баннеры имеют запах картофеля фри.