В 2012 году основатель ретейлера и группы компаний «Связной» Максим Ноготков вошел в топ-30 самых молодых миллиардеров мира. В его бизнес-империю входил одноименный банк, сеть магазинов украшений Pandora и онлайн-магазин Enter. В 2014 году предприниматель потерял компанию и уехал с семьей в Калифорнию. В бизнес-кодексе для Inc. Ноготков рассказал о роли корпоративной культуры при создании бизнеса.
Каждая компания — это энергия людей и их мотивация, их ценности и уровень доверия между ними. Создатель «Связного» рассказал, что ему очень нравится подход создателя Amazon Джеффа Безоса, заявившего, что всё, чем он занимается, — это корпоративная культура. «В бизнесе нет ничего важнее корпоративной культуры», — считает Ноготков.
При этом идеальная корпоративная культура всегда зависит от стадии развития компании и внешней среды: корпоративная культура Google может быть самой эффективной в Кремниевой долине, но в состоянии войны она с легкостью может проиграть корпоративной культуре Донецкой народной республики.
Максим Ноготков
основатель «Связного»
«Сотрудники никому ничего не должны. Но можно создать условия, в которых каждый захочет проявить себя как предприниматель. В Америке и в России 85% людей не удовлетворены своей работой, тем, что они делают. ВВП США из-за этого теряет $0,5 трлн в год. Корпоративная культура должна помогать людям реализовываться и развиваться, иметь цель и смысл своей деятельности».
Ноготков рассказал, что в сотрудники «Связного» делились, тем что для них было важно с точки зрения ценностей (например, любопытство, желание развиваться, открытость и доверие, а также ответственность). Люди, которые добивались успеха в компании, совпадали с этими ценностями.
Основатель «Связного» советует начинать свой бизнес в той сфере, где человеку интересно работать по 24 часа в сутки. Тогда предприниматель сможет создать новый тренд и даже — новую индустрию. А если бизнесмен будет следовать за тенденциями и идти по проторенному пути, то он присоединится к 85% страдающих от нелюбимого дела.
Максим Ноготков
основатель «Связного»
«Я верю в случайное стечение обстоятельств и отдельных сумасшедших людей, которые что-то делают в бизнесе. Захотел Илон Маск полететь на Марс, строит для этого ракеты — и вот в США развивается ракетостроение. Государственное планирование, которое выделяет перспективные инновационные области и начинает в них инвестировать, на мой взгляд, гораздо менее эффективно».
При этом универсального ответа на вопрос, когда нужно создавать бизнес, у Ноготкова нет. Всегда есть конкретный человек, который сам чувствует, чего он хочет: кто-то хочет поучиться, а кто-то — сразу что-то делать. Создатель «Связного» начал заниматься бизнесом в 12 лет, потому что ему хотелось самостоятельности и независимости от родителей. Возможно, поэтому для Ноготкова бизнес — это игра, которая дает ему ощущение собственного роста, вклада и значимости.
В бизнес-кодексе для Inc. предприниматель сформулировал главное правило бизнеса: «что внутри тебя, то и снаружи». Он советует предпринимателям следить за внутренним состоянием, поскольку оно влияет на решения, которые человек принимает в бизнесе и помогает лучше слышать интуицию. Полную версию бизнес-кодекса для Inc. читайте на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!