Банк для предпринимателей и предприятий «Точка» поделился с Inc. результатами исследования, посвященного социальному бизнесу, в ходе которого выяснилось, что его рост напрямую связан с развитием сектора малого и среднего предпринимательства. Аналитики отмечают, что количество социальных предпринимателей в России увеличивается. В первую очередь это характерно для регионов, поддерживающих предпринимательские инициативы.
Социальный бизнес — это предпринимательская деятельность, направленная на решение социальных проблем и улучшение качества жизни населения, в частности социально уязвимых групп, например, через трудоустройство, продажу и производство товаров и услуг. Если предприятие попадает хотя бы в одну из этих категорий, оно может претендовать на статус социального бизнеса. Стоит отметить, что в отличие от традиционного бизнеса, где часть прибыли идет на благотворительность, социальное предпринимательство — базовая модель положительного влияния на общество.
Исследование показало, что на сегодняшний день в России действуют почти 11 тыс. социальных предпринимателей, из них 7,7 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3,2 тыс. юридических лиц.
По данным ФНС и государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, средняя чистая прибыль компаний за прошедший год увеличилась на 19,5% и составила около 40 млн руб. Медианная чистая прибыль выросла на 12,8% и достигла почти 11 млн руб.
Стоит отметить, что значительная разница между средними и медианными показателями указывает на наличие компаний со сверхвысокими доходами на фоне большего числа предприятий со средним доходом.
Исследование показало, что в период с января 2023 по июнь 2024 года наибольший рост социального предпринимательства показали Республика Мордовия (322%) и Сахалинская область (294%). За ними следуют Кабардино-Балкарская Республика (182%) и Костромская область (166%).
«Социальный бизнес набирает обороты. Во многом это связано с региональной поддержкой бизнеса, в том числе с активной работой местных центров инноваций социальной сферы (ЦИСС). Эти центры помогают начинающим предпринимателям организовать коммуникацию между бизнесом и органами власти по поводу разработки и внедрения социальных инноваций; консультируют по вопросам получения грантов, налоговых льгот и вычетов», — комментируют аналитики «Точки».
Согласно исследованию, количество социальных предпринимателей зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства, в том числе от количества занятых в этом секторе, включая индивидуальных предпринимателей, а также его вклада в ВВП страны и государственных мер поддержки.
По общему количеству социальных предпринимателей на сегодняшний день лидером является Московская область, где осуществляют деятельность 997 социальных предпринимателей. Во многом это объясняется тем, что в Московской области действуют специальные меры поддержки. Например, бизнес может получить субсидии в размере до 3 млн руб. или грант — до 500 тыс. руб. На втором месте Республика Башкортостан (610), на третьем — Нижегородская область (458).
Среди регионов с наибольшей долей социальных предпринимателей на 10 тысяч традиционных бизнес-единиц лидируют Республика Коми (112), Сахалинская (93) и Мурманская области (59).
Больше всего предпринимателей в отраслях, связанных с деятельностью домашних хозяйств с наемными работниками, предоставлением прочих услуг и ремонтом компьютеров, бытовой техники и предметов личного потребления. А наиболее редкими оказались выращивание рассады, производство музыкальных инструментов, обуви, автотранспортных средств, кожи и изделий из кожи.
По данным Росстата, уровень безработицы в России за период с марта по май 2024 года обновил исторический минимум и составил 2,6%. Столкнувшись с проблемой дефицита кадров, бизнес вынужден пересмотреть подход к подбору персонала. Это, том числе, подразумевает отказ от гендерных стереотипов и наем женщин на специальности, традиционно считавшиеся «мужскими».