Новости

SpaceX решила оспорить штраф FAA в размере $633 тыс., ссылаясь на «систематические проблемы»

Компания SpaceX направила письмо высшему руководству Конгресса, в котором опровергла обвинения в том, что в прошлом году она дважды нарушила лицензию на запуск, в результате чего регулирующие органы потребовали от компании более $633 тыс. в качестве штрафа, сообщает TechCrunch.

Вместо этого компания утверждает, что неспособность Управления коммерческих космических перевозок Федерального управления гражданской авиации (AST) обрабатывать «относительно незначительные» обновления лицензий является еще одним доказательством того, что агентство «не в состоянии идти в ногу с быстрым ростом космической отрасли».

FAA объявило, что налагает штрафы на SpaceX, так как компания якобы не выполнила требования, изложенные в ее лицензии на запуск, в двух отдельных случаях в 2023 году.

В первом случае FAA заявило, что SpaceX осуществила запуск с использованием нового диспетчерского пункта и без проведения опроса готовности к запуску за два часа до старта; во втором случае FAA указывает, что во время запуска Falcon Heavy компания использовала не утвержденную ферму ракетного топлива для заправки ракеты-носителя.

Эти изменения требуют внесения поправок в лицензии компании на запуски, которые FAA не утвердило до проведения запусков, утверждает агентство. Совокупные штрафы являются крупнейшим административным  взысканием, наложенным агентством на поставщика коммерческих запусков.

Но SpaceX в своем письме заявила, что у нее есть отдельное разрешение от органа по безопасности на полигоне правительства США на использование новой фермы ракетного топлива, а другие изменения, такие как отмена опроса о готовности к запуску в течение часа T-2 или изменение местоположения центра управления запуском с одного места в Космическом центре Кеннеди на другое, не имеют отношения к общественной безопасности и, следовательно, не входят в сферу регулирования AST.

На вопросы, связанные с ответным письмом SpaceX, представитель FAA сослался на два письма, которые агентство направило в адрес компании, где указаны конкретные правила FAA, согласно которым оператор запуска должен в точности следовать плану запуска. В ответ на вопросы TechCrunch представитель сказал: «FAA не комментирует вопросы, связанные с активным правоприменением».

Неясно, почему FAA потребовало штрафы только сейчас, спустя год после предполагаемых нарушений, но, как SpaceX говорит в своем письме, «примечательно», что они были объявлены в разгар усиления внимания со стороны Конгресса к процессам лицензирования AST.

Ранее состоялось заседание Комитета Палаты представителей по науке, космосу и технологиям, на котором руководители отрасли, включая главу FAA, задавали вопросы о скорости и нагрузке на коммерческие компании.

Кельвин Коулман, помощник администратора FAA по коммерческим космическим перевозкам, сообщил комитету, что в настоящее время в AST работают 158 человек, это самый большой показатель за всю историю компании. Только за последний год в штат было принято 35 человек. По словам Коулмана, в бюджетном запросе президента на 2025 финансовый год отдел просит выделить деньги на дополнительный штат.

Последняя ссора только усилила все более публичную компанию SpaceX против того, что она считает неэффективными и несвоевременными процессами регулирования. Компания написала в своем блоге, чтобы указать на «излишние» задержки в регулировании, которые мешают  следующему полету ее звездолета.

Генеральный директор Илон Маск использует свою платформу на сайте X, чтобы более четко изложить свою точку зрения: «Основная проблема заключается в том, что человечество навсегда останется на Земле, если не будет проведена радикальная реформа в FAA».

Но независимо от времени, Билли Нолен, бывший исполняющий обязанности администратора FAA до 2023 года, выступил против утверждений Маска о том, что пристальное внимание регуляторов связано с политически мотивированным поведением. По словам Нолена, FAA «как агентство практически аполитично».

Ранее SpaceX заявила, что собирается отправить в орбитальную экспедицию экипаж, полностью состоящий из гражданских лиц, которые впервые в истории освоения космоса выйдут в открытый космос. Миссия Polaris Dawn, организованная предпринимателем-миллиардером Джаредом Айзекманом, стартовала из Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде. SpaceX вел веб-трансляцию запуска.