«Спроектировано в Калифорнии, сделано в Китае»: почему Apple перестали делать в США
Дональд Трамп, который обещает вернуть крупные производства в США — в частности, заставить компанию Apple производить свою продукцию на родине, немного опоздал. Apple уже создавала собственное производство в США, и закончилось это плачевно. За надписью на тыльной стороне девайсов Apple — «Спроектировано в Калифорнии, сделано в Китае», стоит большая история.
В 1988 году технолог Жан-Луи Госсе посетил фабрику по производству компьютеров Macintosh во Фримонте (Калифорния). И был неприятно поражен тем, что он увидел. Сооснователь компании Apple Стив Джобс был одержим идеей налаживания автоматизированного производства в лучших традициях Генри Форда и компании Sony. Однако попытка скопировать и воспроизвести эти модели не увенчалась успехом.
Как свидетельствуют журналисты, посетившие строительную площадку фабрики в 1983 году, Джобс лично контролировал процесс, вплоть до мелочей. Прогрессивность фабрики, по его задумке, была настолько велика, что стоимость труда составляла бы всего лишь 2% от стоимости компьютера.
«Стив был одержим японской моделью производства, — вспоминает инженер Рэнди Баттат, — Японцы тогда считались гуру отрасли. Идея состояла в том, чтобы полностью исключить брак из производства. Это было нереалистично и вредно с точки зрения бизнеса», — добавляет он.
В 1992 году фабрика была закрыта, потому что Apple так и не сумела реализовать весь объем произведенной продукции. Как и Apple, многие компании из Силиконовой долины вынуждены были понять, что им надо научиться организовывать производство по всему миру, используя относительные преимущества — низкую стоимость труда и ресурсов, менее требовательную систему налогообложения. «У нас [в США] нет культуры налаживания производства, — поясняет Госсе, — включая обучение и подготовку рабочих, работу с подрядчиками».
Джобсу было нелегко усвоить этот урок, но в том, что он его усвоил, все убедились после его «второго пришествия» в Apple в 1997 году. Тогда он сразу назначил Тима Кука старшим вице-президентом по международным операциям.
Сейчас практически вся экосистема производства продукции компаний, зарегистрированных в Силиконовой долине, находится в Азии. В Китае на одной только фабрике, производящей айфоны, может работать до 450 тыс. человек. Перенос производства за границу не привел к упадку Силиконовой долины — наоборот, это был логичный шаг вперед от фордовской модели производства, и в отличие от модели Форда, которая создала в Детройте огромный кластер автомобильных производств и десятки тысяч рабочих мест для среднего класса, Силиконовая долина создает рабочие места для миллионеров, которые эффективно утилизируют чужой дешевый труд. Там ездят на автомобилях Tesla стоимостью $100,000 и покупают дома за $1.1 млн — как раз на месте бывшей фабрики по производству Macintosh.