Значительная доля населения, «выпавшая» из среднего класса в период пандемии, попала не в «протосредний класс», а в бедность, сказал в интервью РБК ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
То, что государство поддерживало производство, а не представителей среднего класса, у которых «пропали источники существования», Кузьминов назвал «дефектом политики». Он добавил, что «любые инновации потребления и инновации в экономике поддерживаются средним классом, то есть людьми, у которых есть возможность выбирать».
Поэтому проблема, с которой правительство должно разобраться прямо сейчас, по мнению Кузьмина, — это продолжающееся падение реальных доходов населения. При этом «справляться с ним традиционными методами, то есть поддержкой самых слабых, просто нельзя», добавил он.
Переход представителей среднего класса в категорию бедных «взрывоопасен с точки зрения политики», предупредил Кузьминов. Пока политических последствий этого процесса он не видит — «резкие политические противостояния последнего времени, скорее всего, не ответ на это.
Падение доходов среднего класса может привести и к тому, что Россия не добьется существенного увеличения темпов экономического роста и этот показатель останется «в пределах 2%», добавил Кузьминов.
В конце сентября 2020 года аналитики ВШЭ подсчитали, что из-за кризиса 6,1% работающего среднего класса перешли в категорию бедных. Согласно данным исследования, в период пандемии 8,7% представителей среднего класса потеряли работу, а 3,9% оказались в простое с сохранением трудового дохода на уровне не выше МРОТ (12 130 руб.).
Всего, по оценке ВШЭ, к среднему классу до начала кризиса относились 24% занятых россиян. Это люди с доходом не ниже 1,25 от медианного по региону, которые работают в госструктурах, руководителями высшего и среднего звена, специалистами высшего и среднего уровней квалификации, офисными служащими, или военные.