Новости

Эксперты назвали причины, по которым стартапы из России оценивают ниже западных

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) среди основных причин низкой оценки отечественных стартапов назвал ложь основателей и их нежелание уступать руководство наемным менеджерам, пишет РБК. По данным фонда, на поздних инвестстадиях аналогичные компании в США стоят на 36% дороже.

Оценка российских стартапов западными инвесторами на ранних стадиях обычно выше, чем у американских аналогов. Так, на посевном раунде инвестиций (когда основатели тестируют бизнес-модель и привлекают бизнес-ангелов и венчурные фонды ранних стадий) и на раунде А (когда стартап формирует готовый продукт и фактически выходит на рынок) выше в среднем на 7,14% и составляет $15,92 млн против $14,8 млн у западных стартапов.

Однако позже, на раундах B и C, когда компания уже зарабатывает самостоятельно и готовится к выходу на биржу, стоимость западных стартапов выше на 36% — $86,36 млн против $55,28 млн у российских.

«Тот факт, что российские компании больше ценятся на ранних стадиях, происходит из-за того, что в российских стартапах есть технологии. Часто в американских стартапах нет инженеров. Одна из задач, чтобы на поздних стадиях цифра тоже вышла в плюс», — цитирует РБК слова директора Акселератора ФРИИ Дмитрия Калаева.

Российские стартапы в среднем привлекают инвестиции за 2,2 года, компании из стран СНГ — за 2,3 года, а из Восточной Европы — за 2,7 года.

Высокая стоимость российских стартапов на ранних стадиях также объясняется высоким уровнем подготовки программистов и математиков, который ценится западными инвесторами. Однако они не стремятся вкладываться в проекты, которые находятся в российской юрисдикции. Политическая нестабильность и проблема западных санкций также отталкивает потенциальных вкладчиков, пишут авторы исследования.

Они выделили несколько устранимых барьеров, которые влияют на стоимость стартапов:

  • культурные различия (российские основатели не понимают грань между ложью и преувеличением или пытаются передоговариваться после утверждения сделки);
  • недостаток прозрачности со стороны основателей и менеджмента стартапа;
  • нежелание или неготовность принимать и следовать рекомендациям инвестора;
  • нежелание фаундеров уступать управление местным профессиональным менеджерам, даже если у них самих нет сильных компетенций по руководству крупной компанией;
  • отсутствие подтвержденной способности работать и становиться прибыльными на внешних по отношению к России рынках.

«Для стартапов с российскими корнями действительно существует ряд факторов, которые приводят к дисконту или полному отказу от финансирования. Например, западные инвесторы откажутся от проекта, если увидят среди акционеров российские госструктуры или лиц, находящихся под санкциями», — цитирует РБК слова cооснователя и управляющего партнера венчурного фонда TMT Investments Артема Инютина. Чтобы убрать понижающие оценку факторы, необходимо создавать свою штаб-квартиру где-то на Западе, в идеале — там же нанимать работников, добавляет он.