Цена акций люксового автопроизводителя Aston Martin снизилась более чем на 20% после того, как компания заявила, что прибыль в этом году будет ниже, чем ожидалось. Бренд, известный по фильмам о Джеймсе Бонде, пострадал из-за проблем с цепочкой поставок и падения продаж в Китае.
Акции Stellantis, владельца брендов Peugeot, Citroen, Fiat и Jeep, также упали после публикации прогнозов о прибыли. В последнее время автопроизводители по всей Европе страдают от низких продаж и растущей конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Aston Martin — престижный бренд, который производит автомобили премиум класса в относительно небольших количествах. В прошлом году он продал всего 6 620 машин, причем пятую часть из них — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Однако, по словам представителей компании, она пострадала от падения спроса в Китае, где замедление экономики сказалось на продажах автомобилей класса люкс. Кроме того, Aston Martin столкнулась с проблемами у поставщиков, которые повлияли на возможность создания ряда новых моделей.
В результате, по данным компании, в этом году будет выпущено примерно на 1 тыс. автомобилей меньше, чем планировалось изначально. Продажи, которые, по первоначальным прогнозам, должны были вырасти, теперь будут ниже, чем в 2023 году, а прибыль не оправдает текущих рыночных ожиданий.
Адриан Холлмарк, который стал исполнительным директором Aston Martin несколько недель назад, заявил, что для корректировки объемов производства необходимы «решительные действия». Но он добавил, что «еще больше, чем раньше» уверен в потенциале роста марки.
Тем временем Stellantis стала последним крупным автопроизводителем, пересмотревшим свои финансовые прогнозы в связи с ухудшением перспектив отрасли. Компания борется со слабым спросом в США, ключевом рынке, где она была вынуждена предлагать скидки, чтобы сместить нераспроданные запасы.
Кроме того, компания столкнулась с растущей конкуренцией со стороны китайских брендов, которые активно развиваются за рубежом. В результате Stellantis заявила, что ожидает в этом году прибыль значительно ниже, чем предполагалось ранее. Это привело к падению акций компании более чем на 14%, а также к снижению спроса на продукцию.
Проблемы Stellantis и Aston Martin отражают состояние всей европейской автомобильной промышленности. На днях концерн Volkswagen опубликовал второй прогноз прибыли за три месяца, а также предположил, что ему, возможно, придется закрыть заводы в Германии впервые в своей истории. Его немецкие конкуренты Mercedes-Benz и BMW также понизили свои прогнозы прибыли в последние недели.
Среди общих проблем — падение продаж в Китае, который до недавнего времени был очень прибыльным рынком для дорогих и рентабельных моделей высокого класса, в сочетании с растущей конкуренцией со стороны китайских брендов на других рынках.
По словам Маттиаса Шмидта из Schmidt Automotive Research, европейские компании оказались застигнуты врасплох волной скидок со стороны китайских брендов на их родном рынке, что сказалось на продажах дорогих автомобилей. «Немецкие бренды, в частности VW, были застигнуты врасплох темпами перемен в Китае», — объясняет он.
Продажи электромобилей в Европе, в разработку которых производители вложили огромные средства, сильно снижаются. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, в августе продажи автомобилей на аккумуляторах сократились почти на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а их доля на рынке упала до 14,4% по сравнению с 21% в 2023 году.
Спад стал реакцией на сокращение стимулов для покупателей электромобилей на ряде европейских рынков, включая Францию и Германию.
На днях в ЕС примут решение по поводу введения высоких тарифов на импорт электромобилей из Китая. Эти меры призваны защитить местных производителей от недобросовестной конкуренции.
Европейская комиссия утверждает, что китайские производители получают незаконные субсидии от китайского правительства, и считает, что тарифы позволят создать равные условия для конкуренции. Однако план спорный и неоднозначно оценивается производителями.
Ранее BMW снизила прогноз прибыли на год из-за вялого спроса в Китае, своем ключевом рынке, и проблем, связанных с тормозной системой, поставляемой Continental, в результате чего акции автопроизводителя упали почти до двухлетнего минимума. Немецкий производитель автомобилей класса люкс заявил, что задержки в поставках, связанные с тормозной системой, негативно скажутся на продажах во второй половине года, добавив, что это коснулось более чем 1,5 млн автомобилей.