Для многих говорить «извините» после определенных ситуаций, даже тех, которые не требуют извинений, стало вредной привычкой. Извинения по поводу и без могут иметь неприятные последствия, особенно на работе: коллеги могут перестать учитывать ваше мнение, ваша самооценка неизбежно упадет, а извинения, которые действительно будут к месту, не возымеют эффекта.
Эта привычка может объясняться неуверенностью в себе и гораздо сильнее распространена среди женщин, рассказала CNBC генеральный директор консалтинговой компании Career Nomad Патрис Уильямс Линдо. По ее словам, культура учит женщин скромности и преуменьшению своих достижений.
Вот три распространенных сценария, когда у вас может возникнуть соблазн извиниться, и что можно сказать вместо этого.
Если у вас возникли технические трудности
Гибридная и удаленная работа подталкивают людей использовать электронные устройства больше, чем когда-либо. К сожалению, независимо от того, насколько вы технически подкованы, проблемы с техникой — вопрос времени. И обычно они возникают не по вашей вине.
Например, это может случиться во время видеозвонка. Вы можете почувствовать необходимость извиниться, если загрузка презентации занимает много времени или если есть другая техническая задержка.
«Извините» — это фраза, которую люди часто используют, когда им нужно прервать затянувшуюся паузу. Вместо того чтобы извиняться за вещи, которые находятся вне вашего контроля, используйте такие фразы, как «Я ценю ваше терпение» и «Спасибо за работу со мной». Это поможет преодолеть неловкость и почувствовать себя увереннее.
Если вам нужно присоединиться к разговору
Предположим, вы участвуете в совещании. Кто-то выражает точку зрения, с которой вы не согласны, и вы хотите поделиться своим видением ситуации. Вы можете вмешаться, сказав: «Извините, но я хотел бы высказаться». Эта ситуация не требует извинений, утверждает Линдо.
«Если у вас есть информация для обсуждения или противоположная точка зрения, это совершенно нормально, — сказала она. — Люди используют извинения в ситуациях, когда в этом нет необходимости».
Вместо извинений используйте такие фразы, как «Я хотел бы добавить», «Я так думаю» или «Вот другая точка зрения». Прежде чем говорить, оцените ситуацию, используя метод STAR (в переводе на русский — ситуация, задача, действие и результат), советует Линдо.
«Допустим, вы хотите выразить противоположную точку зрения. Во-первых, оцените ситуацию и спросите себя, подходящее ли сейчас время. Если нет, подумайте, какую задачу вы можете выполнить, возможно, заранее обратившись к менеджеру или консультанту, прежде чем сказать что-то, за что вам, возможно, придется извиниться», — объяснила эксперт.
«Решите, какое действие вы хотите предпринять, и спросите себя, какой результат ждете от этого разговора».
Если вы допустили ошибку
Мы все делаем ошибки. Если вы выполнили задание неправильно или случайно обидели кого-то, сказать «извините» не обязательно будет неправильным ответом, но и не самым подходящим.
«Когда вы делаете что-то не так, ответ не обязательно должен быть „извините“, — объяснила Линдо. — Вы можете рассказать о действиях, которые вы предпримете для изучения и решения проблемы».
Другие фразы могут лучше показать, что вы готовы сделать все возможное, чтобы исправить ситуацию. Например, такие.
- «Спасибо за ваш отзыв».
- «Я беру на себя полную ответственность».
- «Я ценю, что вы обратили мое внимание на это, — как я могу стать лучше?»