Исследователи Каролинского института обнаружили, что повышенный когнитивный резерв улучшает познавательную деятельность, но на него негативно влияет физиологический стресс. Это исследование указывает на потенциальное клиническое применение управления стрессом для профилактики болезни Альцгеймера.
Психически стимулирующие занятия и жизненный опыт могут улучшить познание у пациентов клиники памяти, но стресс подрывает эту полезную связь. Об этом говорится в новом исследовании, опубликованном в журнале Alzheimer’s & Dementia: Journal of the Alzheimer’s.
В конце 1980-х годов исследователи обнаружили, что у некоторых людей, не проявлявших в течение жизни явных симптомов деменции, наблюдались изменения в мозге, соответствующие продвинутой стадии болезни Альцгеймера. С тех пор было выдвинуто предположение, что так называемый когнитивный резерв может объяснять этот эффект у отдельных людей.
Когнитивно стимулирующий и обогащающий жизненный опыт и поведение, такие как получение высшего образования, сложная работа, постоянная физическая активность и досуг, а также здоровое социальное взаимодействие, способствуют формированию когнитивного резерва.
Однако высокий или постоянный уровень стресса связан со снижением уровня социального взаимодействия, потерей интереса к досугу и физической активности и повышением риска развития деменции. Исследователи изучили связь между когнитивным резервом, познанием и биомаркерами болезни Альцгеймера у 113 участников клиники памяти при Каролинской университетской больнице, Худдинге, Швеция.
Они также изучили, как эта связь изменяется под влиянием физиологического стресса (уровень кортизола в слюне) и психологического (воспринимаемого) стресса. Было обнаружено, что увеличение когнитивного резерва улучшает познание, но физиологический стресс, как оказалось, ослабляет эту связь.
«Эти результаты могут иметь клиническое значение, поскольку все большее число исследований указывают, что упражнения на внимательность и медитация могут снизить уровень кортизола и улучшить познание, — говорит автор исследования Манаса Шанта Йеррамалла. — Различные стратегии управления стрессом могут стать хорошим дополнением к существующим мерам по профилактике болезни Альцгеймера».
Относительно небольшая выборка участников снижает возможность сделать надежные выводы, однако полученные результаты можно обобщить на аналогичные группы пациентов. Кроме того, поскольку стресс нарушает сон, который, в свою очередь, нарушает познание, исследователи контролировали прием снотворных препаратов; однако они не учитывали другие аспекты сна, которые могут ухудшить познание.
«Мы продолжим изучать связь между стрессом и нарушениями сна, а также то, как это влияет на когнитивный резерв у пациентов клиники памяти», — говорит доктор Йеррамалла.
Ранее исследование выявило, что стрессовые события в жизни, такие как потеря близкого человека или развод, увеличивают риск развития деменции в пожилом возрасте. Однако это относится только к тем стрессовым событиям, которые произошли в детстве или в среднем возрасте.