Новости

Перестаньте говорить детям эти 4 фразы, если хотите научить их самодисциплине, — нейробиологи

Нейробиологи и авторы книги «Самостоятельный ребенок» Уильям Стиксруд и Нед Джонсон в колонке для CNBC сформулировали 4 фразы, которые нельзя говорить родителям, если они хотят воспитать в детях самодисциплину. А еще написали, чем эти фразы можно заменить.

1. «Если ты не будешь упорно работать сейчас, то будешь жалеть об этом всю оставшуюся жизнь»

Внушение страха — это один из наименее эффективных способов пробудить внутреннюю мотивацию ребенка. На самом деле это даже может быть вредно, так как после нескольких повторений этой фразы дети начинают испытывать больше стресса и избегать родителей.

Есть еще одна причина, почему эта фраза не работает. Дети не видят перспективу так, как взрослые. Семиклассника слабо мотивирует то, что его хорошая учеба поможет потом поступить в вуз. Для ребенка это звучит примерно так: «Теперь ты в старших классах, и это значит, что нам пора поговорить о твоих пенсионных накоплениях».

Что делают/говорят успешные родители вместо этого

  • Поощряют ребенка: «Ты еще не освоил [навык], но ты можешь справиться лучше. Смотри, как далеко ты уже продвинулся!»
  • Помогают увидеть плюсы: «Да, это тяжело делать. Но если ты продолжишь практиковаться, то более уверенно справишься с будущими проблемами».

2. «Моя работа — обеспечивать твою безопасность»

Со взрослением детей мы не можем контролировать каждое их движение и проводить с ними все время. Когда дети уверены, что за их безопасностью должны следить родители, а не они сами, они часто начинают вести себя безрассудно.

Что делают/говорят успешные родители вместо этого

  • Спокойно объясняют свое беспокойство: «Мне это не нравится, и вот почему…».
  • Позволяют ошибаться. Дети должны учиться на ошибках самостоятельно, позже в беседе с вами они поймут другие важные вещи.
  • Обсуждают возможные опасности вместе с ребенком: «Меня беспокоит это, но я вижу, что у тебя другое мнение. Расскажи мне, как ты справишься с ситуацией, в которой что-то пойдет не так? Это поможет нам вместе быть спокойнее насчет этого».

3. «Я наказываю тебя, потому что ты должен усвоить, что такое поведение неприемлемо»

Применение наказания даст вам чувство контроля, но исследования показывают, что это не только вредит вашим отношениям с ребенком, но и является неэффективным инструментом для изменения поведения. Такая фраза может остановить кризис, но не вдохновит ребенка на положительное поведение. Кроме того, чем больше родители угрожают, тем больше дети врут и скрывают проблемы в моменты, когда им нужна помощь.

Что делают/говорят успешные родители вместо этого

  • Если ребенок не хочет слышать чужое мнение, не вынуждают его слушать. Если вы будете общаться с ними уважительно, то они снова придут к вам с проблемой в другой раз: «Я очень расстроен тем, что только что произошло, и я подозреваю, что ты тоже. Давай мы позже поговорим о том, как добиться лучшего результата, если это произойдет снова?»
  • Мягко узнают о причинах: «Я хочу, чтобы ты понимал, я не поддерживаю то, что ты сделал, но я очень хочу понять, почему ты решил так сделать».

4. «Ты слишком много сидишь в телефоне»

Говоря своему ребенку нечто подобное, вы показываете свое неуважение к тому, чем он дорожит. Его социальный мир сильно отличается от вашего, однако это не дает вам повод запрещать использование технологий.

Социальные сети и онлайн-игры — это современные версии вечеринок и игровых автоматов, которые играли важную роль в вашей молодости. Представьте, если бы в то время кто-то сказал бы вам: «Да забудь ты обо всем этом! Перестань тратить свое время!»

Что делают/говорят успешные родители вместо этого

  • Показывают заинтересованность увлечениями детей. Можно спросить, в какие игры они играют, за кем следят в соцсетях, какие сериалы смотрят и какие книги читают — и тоже прочитать или посмотреть что-то из их списка.
  • Дают причину отвлечься от телефонов: «Я заметил, что ты мало проводишь с нами время, как только приходишь из школы. Хочешь сходить со мной в библиотеку и взять новые книги?»
  • Выступают в роли ментора, а не надзирателя: «Как много времени ты потратишь на то, чтобы сделать это задание? Я не хочу, чтобы ты прекратил сидеть в телефоне, мне просто хотелось бы, чтобы ты умел находить баланс».