Традиционный мозговой штурм не всегда полезен для рабочего процесса, считает профессор психологии в университете Техаса Арт Маркман. Попытка заставить людей думать над одной задачей может привести к тому, что называется «потерей производительности от мозгового штурма», когда работающие вместе придумывают меньше хороших идей, чем в одиночку. В колонке для Fast Company Маркман рассказал о методе 6–3–5, который может стать альтернативой брейнштормам и повысить эффективность рабочих встреч.
Одна из главных причин, по которой брейнштормы не приносят результатов, заключается в том, что они разделяют ключевые фазы генерации творческих идей и вовлечения людей. Творческая работа состоит из дивергентной и конвергентной фазы. В первой люди выдвигают как можно больше разных идей, чтобы исследовать пространство потенциальных решений проблемы. Во второй сужают этот набор идей до небольшого числа, которое в итоге и будет использовано.
Когда люди работают в одиночку, они проходят обе эти фазы, группы же часто пропускают дивергентную. Каждый раз, как член группы что-то говорит, это влияет на других. В результате группа быстро приходит к единому мнению о том, как думать о поставленной проблеме.
Чтобы полностью реализовать потенциал и знания группы, Аркман советует отказаться от мозговых штурмов и попробовать другие методы организации работы, например, 6–3–5.
Идея, лежащая в его основе, проста. Вам нужно собрать шесть человек с необходимым уровнем экспертизы для решения проблемы. Причем искать нужно людей с разными профилями знаний, которые смогут посмотреть на проблему с разных углов.
Далее каждому из них нужно дать по три листа бумаги (или сделать три электронных документа). На всех трех листах им нужно будет написать по одному возможному решению проблемы, так у каждого получится как минимум три разных решения.
После этого они должны будут передать свои листы следующему человеку. Так у каждого появится новый набор из трех листов. Теперь задача присутствующих состоит в том, чтобы развить уже написанные идеи. После того как все дополнят мысли других на листах, они должны снова их передать и повторить то же действие. Группа должна передавать листы минимум пять раз. К этому моменту люди будут знать о всех выдвинутых предложениях и смогут их развить.
В конце лидер группы должен озвучить все идеи и обсудить с группой, над какими из них стоит работать дальше.
Этот метод позволяет сначала поработать в одиночку и придумать решение независимо от других. Члены группы, развивая мысли других на следующем этапе, не слышат критику и могут придумать такое решение, о котором автор идеи даже не догадывался.
Еще один плюс этого метода в том, что за идеями закрепляются четкие авторы. Поэтому в конце у членов группы не появится чувство, будто их идею кто-то похитил и присвоил в процессе.