Новости

Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос

Вопрос о существовании свободы воли — один из самых фундаментальных в истории человеческой мысли. На протяжении веков философы, теологи, а в последнее время и ученые спорят о том, являемся ли мы хозяевами своих решений или наши действия предопределены заранее. Мы привыкли считать, что делаем осознанный выбор, но так ли это на самом деле?

Peter Sagalla/Unsplash

В 1980-х годах казалось, что нейробиология нанесла сокрушительный удар по концепции свободы воли. Знаменитый эксперимент Бенджамина Либета показал, что активность в мозге, связанная с подготовкой к движению, возникает за несколько сотен миллисекунд до того, как человек осознает свое намерение совершить это движение.

Этот результат был быстро истолкован как доказательство того, что свобода воли — это всего лишь иллюзия. Наш мозг принимает решение без нашего ведома, а сознание лишь постфактум приписывает это решение себе. Этот вывод глубоко укоренился в популярной культуре и, казалось, поставил точку в многовековом споре. Однако так ли все просто?

Новая междисциплинарная работа, выполненная в Брюссельском свободном университете, предлагает совершенно иной, более взвешенный взгляд на эту проблему. В своей диссертации исследователь Эрик Керкхофс утверждает, что выводы из эксперимента Либета были поспешными, а сам эксперимент — слишком искусственным, чтобы делать столь глобальные заключения.

Керкхофс подчеркивает, что простое спонтанное движение пальцем, которое изучал Либет, имеет мало общего со сложными, осмысленными решениями, которые мы принимаем в повседневной жизни. По его мнению, эксперимент доказывает лишь то, что бессознательные процессы играют в наших действиях большую роль, чем мы думаем, но никак не отменяет свободу воли как таковую.

В своей работе Керкхофс предлагает новое, более четкое определение. Чтобы говорить о свободе воли, необходимы три критерия: способность выбирать, наличие контроля над своими действиями и способность действовать на основании причин. Он утверждает, что эксперимент Либета не затрагивает ни один из этих аспектов в полной мере.

Исследователь также обращается к проблеме детерминизма — идеи о том, что все события во Вселенной предопределены. Он отмечает, что современная физика, особенно квантовая механика, рисует гораздо более сложную картину реальности, в которой есть место для непредсказуемости и множества возможных исходов. В этой сложности и появляется пространство для подлинного человеческого выбора.

Керкхофс приходит к выводу, что свобода воли — это не абсолютное понятие «все или ничего». Это не какая-то мистическая сила, а реальная, хотя и хрупкая, способность, которая существует в разной степени. Он предлагает заменить перегруженный смыслами термин «свобода воли» на более точное понятие «личная автономия».

Сила воли, по его мнению, подобна мышце: ее можно истощить, но можно и укрепить. Самоконтроль, способность противостоять импульсам и следовать долгосрочным целям, является ключевым проявлением этой автономии. Таким образом, работа Керкхофса открывает дверь к новому, более гуманному и научному пониманию свободы воли — не как иллюзии, а как реальной способности, которую можно изучать, развивать и защищать.