Крупнейшие технологические компании мира пытаются убедить Европейский союз придерживаться более мягкого подхода к регулированию деятельности в сфере искусственного интеллекта, стремясь избежать риска миллиардных штрафов. В мае законодатели ЕС согласовали Закон об искусственном интеллекте, первый в мире всеобъемлющий свод правил, регулирующих эту технологию, после нескольких месяцев напряженных переговоров между различными политическими группами.
Однако до тех пор, пока не будет окончательно утвержден сопутствующий закону кодекс, остается неясным, насколько строго будут соблюдаться требования, касающиеся систем ИИ «общего назначения» (GPAI), таких как ChatGPT от OpenAI, и сколько исков о защите авторских прав и многомиллиардных штрафов может грозить компаниям. ЕС пригласил компании, ученых и других специалистов помочь в разработке свода правил и получил около тысячи заявок на участие в дискуссии.
Когда в конце следующего года кодекс вступит в силу, он не будет иметь обязательной юридической силы, но предоставит компаниям контрольный список, который они смогут использовать для демонстрации соответствия своей деятельности закону. При этом компания, утверждающая, что соблюдает закон, но игнорирующая требования, может столкнуться с судебным преследованием.
«Кодекс имеет решающее значение. Если мы правильно его составим, то сможем продолжать внедрять инновации, — говорит Бонифас де Шамприс, старший менеджер по политике в торговой организации CCIA Europe, членами которой являются Amazon, Google и Meta* (запрещена на территории РФ) — Если он будет слишком узким или слишком специфическим, это будет сложнее».
Такие компании, как Stability AI и OpenAI, столкнулись с вопросами о том, является ли использование книг-бестселлеров или фотоархивов для обучения своих моделей без разрешения их создателей нарушением авторских прав. Согласно Закону об искусственном интеллекте, компании будут обязаны предоставлять «подробные резюме» данных, используемых для обучения их моделей. Теоретически создатель контента, обнаруживший, что его работа была использована для обучения модели ИИ, сможет потребовать компенсацию, хотя этот вопрос пока не получил однозначного ответа в судебной практике.
Некоторые руководители компаний заявили, что данные, которые требуется предоставить, должны содержать минимум подробностей, чтобы защитить коммерческую тайну, в то время как другие утверждают, что владельцы авторских прав имеют право знать, был ли их авторский контент использован без разрешения.
Компания OpenAI, которая подверглась критике за отказ отвечать на вопросы о данных, используемых для обучения ее моделей, также подала заявку на участие в рабочих группах. Google также подала заявку. Тем временем Amazon заявила, что надеется «внести вклад в процесс создания кодекса».
Максимилиан Гантц, руководитель отдела политики в области ИИ в Mozilla Foundation, некоммерческой организации, стоящей за веб-браузером Firefox, выразил обеспокоенность тем, что компании «из кожи вон лезут, чтобы избежать прозрачности». Закон об искусственном интеллекте — это шанс пролить свет на этот важнейший аспект и осветить хотя бы часть «черного ящика», сказал он.
«Мы настаиваем на том, чтобы эти требования были гибкими и по возможности адаптированными для стартапов», — говорит Максим Рикард, менеджер по политике в Allied for Startups, сети торговых организаций, представляющих небольшие технологические компании. После публикации кодекса в первой половине следующего года у технологических компаний будет время до августа 2025 года, прежде чем он будет применяться для оценки их усилий по соблюдению требований.
Некоммерческие организации, включая Access Now, Future of Life Institute и Mozilla, также подали заявки на участие в разработке свода правил. «Сейчас, когда многие требования Закона об искусственном интеллекте прописаны более подробно, мы не должны позволить крупным игрокам на рынке искусственного интеллекта свести на нет важные требования к прозрачности», — сказал Гантц.
Ранее Meta* и Spotify объединили усилия в вопросе открытого ИИ, которому, по мнению компаний, мешают нормативные акты. CEO обеих компаний жалуются, что правила ЕС в области конфиденциальности, касающиеся ИИ, сдерживают инновации. Это следует из совместных заявлений генерального директора Meta* Марка Цукерберга и генерального директора Spotify Дэниеля Эка, опубликованных на веб-сайтах компаний.