Недавнее заявление Илона Маска в Twitter о том, что «в следующем году Tesla будет выпускать функциональных человекоподобных роботов для внутреннего использования», наводит на мысль, что роботы, напоминающие людей и выполняющие «по-настоящему полезные» функции, могут скоро появиться. Однако, несмотря на десятилетия попыток, они остаются фантастикой, которая, кажется, никогда не сможет стать реальностью.
Робот Optimus от Tesla — лишь один из ряда человекоподобных роботов, таких как Atlas от Boston Dyanmic, Figure AI’s Figure 01, Sanctuary AI’s Phoenix и многие другие. Обычно они представляют собой устройство с двумя ногами, которое способно ходить, иногда прыгать, а также выполнять акробатические трюки. На них может быть установлена пара «рук», способных с разной степенью ловкости манипулировать предметами.
Роботы оснащены искусственным интеллектом, предназначенным для навигации, распознавания объектов и выполнения задач с этими объектами. Чаще всего такие модели используются на заводах для выполнения рутинной, грязной, скучной и опасной работы, а также для взаимодействия с людьми. Их также предлагают использовать в сфере обслуживания, возможно, на смену нынешнему поколению более утилитарных роботов, работающих по принципу «встретить и проводить» и «экскурсовод».
Возможно, их можно будет использовать в социальной сфере, где уже предпринимались попытки поднимать и перемещать людей, как, например, Riken Robear (правда, это был скорее медведь, чем гуманоид), а также для обеспечения персонального ухода и терапии.
Нельзя забывать и о более устоявшемся рынке человекоподобных секс-роботов. Интересно, что, хотя многие люди признают наличие моральных и этических проблем, связанных с ними, использование роботов в других областях, кажется, вызывает меньше споров.
Тем не менее практическое применение человекоподобных роботов оказывается непростой задачей. Существует множество инженерных проблем, например передвижение на двух ногах по пересеченной местности. Человеку потребовалось около четырех миллионов лет, чтобы обучиться этому навыку, поэтому то, что сейчас способны делать роботы, впечатляет.
Аналогичным образом, достичь ловкости роботов при манипулировании предметами разных форм, размеров, веса и степени хрупкости — сложная задача для их создателей. Однако есть и значительные успехи, например ловкие руки от британской компании Shadow Robot.
По сравнению с человеческим телом, покрытым мягкой и эластичной кожей, тактильные возможности роботов ограничены лишь несколькими точками контакта, такими как кончики пальцев. Переход от автоматизации конкретных задач на сборочных линиях заводов к импровизации общих задач в реальном мире требует большего прогресса в области искусственного интеллекта, а также сенсорных и механических возможностей.
Наконец, если вы собираетесь сделать робота похожим на человека, то ожидается, что он также должен общаться с нами как человек, возможно, даже эмоционально реагировать. Однако именно здесь могут возникнуть сложности, ведь если наш мозг, который эволюционировал для распознавания невербальных элементов общения, не воспринимает все, что интерпретируется на подсознательном уровне, то коммуникация с роботом может показаться пугающей.
Это лишь некоторые из основных задач, которые уже стоят перед исследователями в области робототехники и взаимодействия человека и машин по всему миру. Кроме того, существует дополнительное ограничение, связанное с развертыванием человекоподобных роботов в нашем постоянно меняющемся, шумном реальном мире, с дождем, пылью и жарой. Это совсем не те условия, в которых они проходят испытания.
Это подводит нас к вопросу, почему Маск и многие другие сосредоточены на человекоподобных роботах. Должны ли наши роботы-компаньоны быть похожими на нас?
Один из аргументов заключается в том, что наш мир адаптирован под человеческое тело. Например, наши здания и города в основном построены с учетом нашей физиологии. Поэтому решение создать робота, похожего на человека, кажется очевидным.
Однако следует отметить, что наша среда часто предполагает определенный уровень силы, ловкости и сенсорных способностей, что ставит в невыгодное положение огромное количество людей, включая инвалидов. Так не приведет ли появление среди нас более мощных металлических машин к дальнейшему укоренению этого разделения?
Возможно, мы должны рассматривать роботов как часть мира, который нам еще предстоит подстроить под разнообразие человеческих тел. Это касается зданий, мебели, инструментов и транспортных средств, которые могли бы стать более доступными для всех.
Но, возможно, наша очевидная одержимость человекоподобными роботами имеет другие, более глубокие корни. Богоподобное желание создавать версии самих себя — это фантазия, вновь и вновь обыгрываемая в антиутопической научной фантастике, из которой технологическая индустрия охотно перенимает идеи.
Ранее Илон Маск заявил, что компания Neuralink успешно вживила второму пациенту свое устройство, предназначенное дать парализованным пациентам возможность пользоваться цифровыми устройствами при помощи мысли. Такой имплант позволил первому пациенту играть в видеоигры, выходить в интернет, писать сообщения в социальных сетях и двигать курсором на своем ноутбуке.