Большинству взрослых людей никогда не приходится проходить тест на IQ. Но тесты для оценки когнитивных способностей учащихся, такие как тест когнитивных способностей (Cat), используются в школах по всему миру. Эти тесты очень похожи на тесты IQ, их прохождение может быть мучительным для детей. Наука показывает, что, независимо от возраста, улучшить свои показатели в когнитивных тестах можно, однако это не сделает человека умнее.
Стандартизированное тестирование имеет долгую историю в образовании и иногда используется компаниями при приеме на работу. Самым ярким примером, вероятно, является китайский экзамен на государственную службу. Этот экзамен был введен во времена династии Суй (581–618 гг. н. э.) для отбора кандидатов в императорскую бюрократию, где работа была очень престижной.
Как и в императорском Китае, в наши дни учебные заведения по всему миру проверяют студентов на различные навыки, включая как знания предметов, так и когнитивные способности. В США экзамены SATs используются для отсева поступающих в престижные университеты. Тестирование учащихся по таким предметам, как математика, грамотность и естественные науки, имеет сегодня не меньший смысл, чем 14 веков назад.
Это способ определить, усваивают ли ученики навыки, необходимые, чтобы стать культурными, ответственными и продуктивными гражданами. Менее очевидно и более спорно то, что дает школьное когнитивное тестирование.
Когнитивные тесты обычно представляют собой набор заданий, оценивающих различные интеллектуальные способности. Например, последняя версия теста Cat измеряет четыре когнитивные способности:
Люди, которые хорошо справляются с определенной когнитивной задачей, с большей вероятностью будут хорошо справляться и с другими когнитивными задачами. Таким образом, когнитивные задачи связаны друг с другом и не зависят от приобретенных знаний. Поэтому люди должны обладать общей умственной способностью решать незнакомые интеллектуальные задачи, не связанные с каким-либо предметом. Это и есть то, что называется интеллектом.
Результат по комплексному когнитивному тесту обычно называют IQ. Но показатели IQ — это лишь косвенные индикаторы интеллекта. Очень важно, что эти показатели тесно связаны с академической успеваемостью. Фактически IQ — это лучший предиктор академической успеваемости и важный предиктор профессионального успеха. Таким образом, когнитивное тестирование — это полезный и достаточно надежный способ предсказать реальные результаты.
Хорошие результаты в когнитивных тестах — это признак интеллекта. Быть умным полезно для достижения жизненных целей. Результаты когнитивных тестов улучшаются с практикой. Одно из исследований показало, что двукратное прохождение обычного теста на невербальное мышление повышает результаты примерно на восемь баллов IQ.
Поэтому вполне вероятно, что ребенок, проходящий такой тест, как Cat, во второй раз, покажет лучшие результаты, чем в первый. Несколько раундов повторного тестирования дают схожий или даже больший эффект по нескольким когнитивным тестам, хотя следует ожидать плато.
Точно так же взрослые люди, несколько раз проходящие один и тот же тест на интеллект, могут улучшить свои результаты, изучив логику, лежащую в основе вопросов. По этой причине стандартизированные тесты, подобные тем, что использует Mensa, не являются общедоступными.
Тем не менее улучшение результатов за счет практики не доказывает, что интеллект вырос. Как уже было сказано, когнитивные тесты были разработаны для измерения интеллекта путем ознакомления людей с новым материалом.
Если есть возможность заранее ознакомиться с когнитивным тестом, то результат теста будет в определенной степени отражать не интеллект, а компетентность в его выполнении. То есть тренировка в когнитивном тесте, по сути, делает результаты теста неинтерпретируемыми.
Чтобы подтвердить утверждение о том, что тренировка в выполнении определенных когнитивных задач делает людей более умными, необходимо показать, что люди демонстрируют улучшения в выполнении когнитивных и академических задач, не связанных с тренируемыми задачами.
Идея о повышении интеллекта с помощью тренировки когнитивных задач существует уже несколько десятилетий. Однако доказательства свидетельствуют об обратном. В то время как люди последовательно улучшают свои результаты при выполнении выученных или похожих задач, это не оказывает никакого влияния на незнакомые задачи, связанные с интеллектом.
Подготовка ребенка к успешному прохождению Cat или любого другого когнитивного теста может иметь практические цели. Например, некоторые гимназии используют Cat в процессе отбора. Кроме того, это может повысить уверенность ребенка в себе. Тем не менее интеллект не поддается обучению.
Хотя высокий интеллект является значительным преимуществом, школьный и профессиональный успех не полностью зависит от него. Трудолюбие, социальный класс, личность, любознательность, творческие способности и даже удача часто оказывают большое влияние на жизнь человека.
Ранее ученые обнаружили, что длительный COVID может стать причиной нарушения памяти и когнитивных функций, эквивалентных разнице примерно в шесть баллов IQ. Исследование, в котором приняли участие более 140 тыс. человек, показало, что COVID-19 может оказывать влияние на когнитивные способности и память, которое сохраняется в течение года или более после заражения.