Центробанк поднял ключевую ставку впервые с декабря 2014 года. Она выросла на 0,25 п.п. — до 7,5%.
По итогам заседания совета директоров 14 сентября ЦБ объявил о повышении до 7,5 %. В последний раз регулятор повышал ставку в декабря 2014 года: тогда на фоне обвала рубля ее подняли дважды за неделю, с 9,5% до 10,5%, а потом — сразу до 17%.
ЦБ объяснил повышение ставки изменением внешних условий, из-за которых инфляция, по новому прогнозу регулятора, достигнет максимума в 2019 году и составит 5–5,5%. Уже в 2020 году инфляция вернется к 4%, ожидают в ЦБ.
«Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции и экономики относительно прогноза, а также учитывая риски со стороны внешних условий и реакции на них финансовых рынков», — говорится в сообщении ЦБ.
Регулятор отмечает, что инфляционные ожидания населения и бизнеса повысились из-за волатильности рубля. Согласно данным мониторинга Банка России, компании могут повысить цены из-за планируемого повышения НДС уже в конце 2018 года.
В начале сентября глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявляла, что факторов, говорящих в пользу повышения ставки, мало. Однако вопрос о ее повышении можно «положить на стол», признавала Набиуллина.
Аналитики Reuters прогнозировали, что ставку не повысят: от сегодняшнего заседания они ждали предупреждений о возможном увеличении ставки в октябре (в следующий раз ЦБ будет рассматривать этот вопрос 26 октября).
«Мы ждём сохранения ставки… и ястребиный тон пресс-релиза, в котором будет указано, что если риски повышения инфляции будут нарастать, то ЦБ может повысить ставки уже на следующем заседании (в октябре). Сам по себе риск повышения ставки есть уже сейчас», — отмечала экономист UBS Анна Задорнова.
В разговоре с Inc. экономист Андрей Мовчан назвал повышение ключевой ставки номинальным. По его словам, решение ЦБ отказаться от закупок валюты для рынка гораздо важнее.
«Повышение ключевой ставки — это следствие. За этот год рубль достаточно сильно упал и ЦБ должен как-то на это реагировать, как-то компенсировать рублевый баланс. Повышение ставки на 0,25 п.п. означает, что ЦБ достаточно формально к этому относится и не считает, что падение валюты явилось таким уж неприятным событием и не видит серьезных перекосов на рынке. Он повысил ставку номинально, чтобы показать, что он присутствует на рынке и признает наличие проблем. Делать что-то с этими проблемами он не собирается. Значительно важнее то, что он отказался от закупки валюты: поскольку ЦБ является самым крупным игроком рынка, курс рубля падал потому, что все знали о больших объемах, в которых он скупал валюту. Теперь, когда ЦБ уходит с рынка, курс рубля имеет шансы вернуться к значениям, которые являются для него фундаментальными», — отметил Мовчан.