Проведение большего количества времени в школе не только обеспечивает качественное образование, но и повышает вероятность долгой жизни, а также в соответствии с новым анализом данных трех поколений снижает износ клеток. Общие выводы показывают, что чем больше лет учебы, тем дольше жизнь, однако до сих пор остается вопрос о причинах такой связи. Исследователи из США, Норвегии и Великобритании заинтересованы в более детальном изучении взаимосвязи между уровнем образования и здоровьем.
Получение качественного образования приводит к хорошей работе, большему доходу, что, в свою очередь, приводит к доступности качественной медицинской помощи и возможностям для здорового образа жизни. Новое исследование предполагает, что если человек проводит больше времени в учебных заведениях, то на уровне клеток организм склонен к медленному старению.
Эпидемиолог Даниэль Бельски из Колумбийского университета отмечает: «Мы уже давно знаем, что люди с более высоким уровнем образования, как правило, живут дольше». Однако возникает множество трудностей при попытках понять, как это происходит и, что самое важное, смогут ли меры по стимулированию образования способствовать здоровому долголетию.
По результатам анализа было установлено, что два дополнительных года обучения связаны с замедлением среднего темпа старения на 2–3%. Данные были взяты из Framingham Heart Study, проекта, который уже с 1948 года следит за большой группой жителей города, а теперь за их детьми и внуками. Ученые использовали алгоритм эпигенетических часов для анализа данных, способный измерять биологический возраст по маркерам в ДНК.
Когда ученые говорят о более быстром биологическом старении, это не значит, что наши дни рождения приближаются быстрее, — просто наши клетки начинают повреждаться раньше. Путем сопоставления данных между братьями и сестрами, а также между детьми и их родителями, исследователи смогли отчасти выделить влияние образования.
«Различия в образовании внутри семей могут влиять на результаты исследований из-за разницы в доступе к образовательным ресурсам», — отмечает Глория Граф, эпидемиолог из Колумбийского университета. Для уменьшения влияния этих факторов они изучили образовательную мобильность, насколько образование человека превышает уровень образования его родителей и сравнили с уровнем образования его братьев и сестер. Этот подход помог учесть различия внутри семей и точнее определить влияние образования на старение и продолжительность жизни.
Одна из целей исследования заключалась в изучении пользы стимулирования дальнейшего образования и способов оценки его успеха в поддержании нашего здоровья на долгие годы.
Однако для полного понимания механизмов связи потребуются дополнительные исследования. Ряд таких факторов, как бедность в детстве, вероятно, оказывают влияние как на уровень смертности, так и на продолжительность образования.
До этого ученые обнаружили связь между низким доходом и более быстрым распадом белого вещества внутри мозга. С возрастом уровень белого вещества снижается, но жизнь в бедности, похоже, ускоряет этот процесс. Выводы основаны на анализе данных 751 человека в возрасте от 50 до 91 года, проведенном группой исследователей из Университета Лозанны и Университета Женевы в Швейцарии.