Криминальные драмы, боевики, комедии или документальные фильмы — любимый жанр кино многое говорит о работе мозга человека. К такому выводу пришли авторы нового исследования, проведенного в Университете Мартина Лютера Галле-Виттенберг (MLU), которые сопоставили данные о предпочтениях в кино с записями активности мозга около 260 человек.
Поклонники боевиков и комедий очень остро реагировали на негативные эмоциональные стимулы, в то время как участники, отдающие предпочтение документальным, криминальным фильмам и триллерам, проявляли значительно более слабую реакцию. Результаты исследования были опубликованы в журнале Frontiers in Behavioral Neuroscience.
Кино — интересный феномен для психологов. «Фильмы так увлекательны, потому что они не только изображают все человеческие эмоции, но и вызывают их. Негативные эмоции, такие как гнев или страх, играют центральную роль во многих фильмах», — говорит Эстер Цвики, психолог из MLU. До недавнего времени о связи между кинопристрастиями и процессом возникновения негативных эмоций было известно сравнительно мало.
Исследователи детально изучили эту взаимосвязь, проанализировав данные 257 участников. В рамках более масштабного исследования респонденты также предоставили информацию о своих кинопредпочтениях. Кроме того, активность мозга участников анализировалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
Испытуемым показывали страшные или злые лица и геометрические фигуры, когда они лежали в аппарате МРТ. «С помощью этого теста мы можем измерить, как мозг реагирует на эмоциональные стимулы», — объясняет Цвики.
Исследователи сосредоточились на двух областях мозга. Во-первых, на миндалине, которая отвечает за обработку жизненно важных эмоций. «Эта область может запускать реакцию „бей или беги“ в ответ на угрозы», — говорит Цвики. Команда также исследовала активность нейронов ядра аккумбенс, известного как центр вознаграждения в мозге.
Результаты оказались неожиданными. «Мы обнаружили, что любители боевиков демонстрируют самую сильную реакцию в обеих областях. Мы не ожидали этого, поскольку боевики обычно дают много стимулов. Таким образом, было бы логичнее, если бы поклонников боевиков было труднее стимулировать», — продолжает Цвики. Однако полученные результаты позволяют предположить, что поклонники боевиков особенно восприимчивы к эмоциям и находят эту стимуляцию привлекательной.
Команда обнаружила аналогичную активность мозга у людей, предпочитающих комедии. Однако у любителей криминальных драм, триллеров и документальных фильмов наблюдалась иная картина. Здесь обе области мозга реагировали на эмоциональные стимулы значительно слабее. «Похоже, что люди выбирают те жанры фильмов, которые оптимально стимулируют их мозг», — заключает Цвики.
Ранее другой группе ученых удалось определить крупную нейронную сеть, которая обеспечивает поток творческих идей в мозге. Креативное мышление не ограничено каким-либо конкретным участком мозга и не связано с выполнением определенных движений или реакций на чувства. Однако исследователи считают, что они обнаружили основные нейронные сети, ответственные за определенные аспекты творчества.