Новости

Ученые так и не смогли доказать, что детские сады и дошкольные программы нужны детям для успеха в школе

Новое исследование показывает, что эффективность дошкольных программ в обеспечении долгосрочных успехов в учебе неясна. Оно оказывает влияние положительных, отрицательных и нейтральных результатов, а также подчеркивает важность выявления ключевых факторов, способствующих развитию навыков, необходимых для успеха в учебе и жизни.

Исследование, проведенное группой ученых из Учительского колледжа Колумбийского университета, Университета Вирджинии, Калифорнийского университета в Ирвайне и Университета Делавэра, обнаруживает неоднозначные данные о долгосрочной эффективности современных дошкольных программ для достижения успеха в школе.

В нем рассматриваются опубликованные оценки хорошо зарекомендовавших себя программ дошкольного образования, финансируемых государством, с использованием строгих методик. В четырех оценках сообщалось о положительных, отрицательных и нулевых различиях в школьной успеваемости детей, посещавших и не посещавших дошкольные программы, в начальной школе и после ее окончания.

По мнению исследователей, оно бросает вызов распространенным в данной области предположениям, подчеркивая важность выявления ключевых факторов, способствующих развитию навыков, необходимых для успеха в учебе и жизни, особенно среди детей из неблагополучных семей.

«Дошкольные программы уже давно считаются эффективным вмешательством, однако наше исследование показывает более тонкую реальность, — говорит старший автор исследования Маргарет Берчинал. — Многие предполагают их положительное влияние, но оценки показывают различные результаты. Успехи и неудачи, а в некоторых случаях — отсутствие заметного долгосрочного эффекта. Важно, чтобы дошкольные программы были разработаны таким образом, чтобы они в равной степени способствовали успеху в школе, особенно для детей из семей с низким уровнем дохода».

Берчинал также подчеркивает: «Крайне важно, что для родителей, особенно с ограниченными финансовыми возможностями, доступ к надежному уходу за детьми является необходимым условием для участия в трудовой деятельности. Не менее важны и государственные дошкольные программы, которые не только обеспечивают надежный уход, но и закладывают прочный фундамент для академических успехов их детей».

Общественное мнение о дошкольном образовании формируется в основном благодаря двум широко известным рандомизированным исследованиям, которые выявили значительные долгосрочные преимущества посещения дошкольных учреждений, а также другим менее тщательным исследованиям, которые свидетельствуют о положительном краткосрочном эффекте и, в некоторых случаях, о положительных долгосрочных результатах.

Однако недавние оценки государственных дошкольных программ дали противоречивые данные. Хотя эти оценки демонстрируют положительное влияние на академические навыки при поступлении в школу, остается неясным, улучшают ли эти программы успехи в учебе в долгосрочной перспективе и в дальнейшем.

Две оценки масштабных программ дошкольного образования показали неоднозначные результаты. Бостонская программа улучшила показатели окончания средней школы, в то время как программа в Теннесси привела к ухудшению результатов в начальной школе. Две другие оценки не выявили различий в результатах между участниками и теми, кто не посещал учебные заведения, что подчеркивает необходимость проведения дополнительных исследований.

Исследователи утверждают, что оптимистичные выводы, сделанные в более ранних широко цитируемых исследованиях со случайной выборкой, проведенных более 50 лет назад, не могут быть перенесены на современные программы. Обе программы охватывали небольшое количество детей, а дети, не прошедшие вступительную аттестацию, не имели доступа ко многим услугам и вариантам ухода за детьми, доступным родителям сегодня.

Большинство последних оценок показывают, что государственные дошкольные программы улучшают навыки грамотности и счета при поступлении в школу, но это преимущество быстро исчезает после того, как дети переходят в начальную школу.

Некоторые исследования опираются на ограниченную информацию об участниках и непосещающих программы. Это позволяет предположить, что непосещающие отличались от участников по другим факторам, которые могли бы объяснить результаты в пользу участников, например убеждениям родителей и воспитанием.

«Исследователям следует быть более осторожными при выработке политических рекомендаций относительно последствий государственных программ дошкольного образования, — сказал Тайлер Уоттс. — В настоящее время лучшие научные исследования затрудняют прогнозирование долгосрочных последствий этих инвестиций».

Исследователи согласны с тем, что дошкольное образование является важной областью государственных инвестиций. Тем не менее они не могут с уверенностью утверждать, что все государственные программы дошкольного образования дают положительные долгосрочные результаты.

У Марка Кьюбана есть простая тактика, как вдохновить молодых ребят и заставить их задуматься о собственных недостатках или их отсутствии. По его словам, он использует ее часто: «Я получаю электронные письма от детей со всего мира, потому что „Акулий танк“ показывают повсюду, с вопросами о бизнесе», — сказал недавно Кьюбан в интервью Lex Fridman Podcast.