Новости

Угроза закрытия завода VW стала проверкой экономической модели Германии на прочность

Лишившись дешевых энергоносителей из России и столкнувшись с неопределенностью в некогда выгодных торговых связях с Китаем, крупный немецкий бизнес теперь стоит перед выбором третьего ингредиента в своей давней формуле успеха — консенсусных производственных отношений. На протяжении десятилетий лидеры немецкой промышленности, профсоюзы и политики вместе искали и находили согласие по поводу производственных и трудовых решений, которые, в свою очередь, стали основой для послевоенного экономического развития страны.

Угроза закрытия заводов в Германии, с которой Volkswagen столкнулась впервые в истории компании, является прямым испытанием того, сможет ли эта модель консенсуса выжить и продолжать работать в глобальной среде. «В Германии происходит деиндустриализация», — заявила глава совета директоров Volkswagen Даниэла Кавалло, призвав к поиску решений, которые обеспечат «сохранение рабочих мест в немецкой промышленности в будущем».

На долю обрабатывающей промышленности в Германии по-прежнему приходится 27% от общего числа занятых. 20 лет назад этот показатель составлял 32%, согласно данным Международной организации труда. Тем не менее, это гораздо больше, чем в большинстве развитых стран. Около 120 тыс. из 200 тыс. сотрудников VW работают в Германии.

Те же консенсусные структуры трудовых отношений, которые на протяжении многих лет обеспечивали мир на производстве и гарантировали рабочие места, теперь будут задействованы в переговорах между руководством и профсоюзами. Эти переговоры проходят на фоне того, что Volkswagen и другие европейские автогиганты, включая Stellantis и Renault, борются с высокой стоимостью рабочей силы и энергии, а также с растущей конкуренцией со стороны азиатских компаний, наращивающих поставки автомобилей в этот регион.

Тот факт, что представители профсоюзов имеют половину голосов в наблюдательном совете VW, затрудняет для концерна принудительное закрытие предприятий. Профсоюзные лидеры хотят найти решение путем переговоров, но руководство говорит, что масштабы проблем означают, что что-то придется отдать.

«Если мы будем продолжать в том же духе, то не добьемся успеха в преобразованиях, — заявил финансовый директор Арно Антлиц, выступая перед рабочими в штаб-квартире автопроизводителя в Вольфсбурге. — Повышение экономической эффективности немецких объектов — это наша общая задача».

IG Metall заявила, что может рассмотреть возможность перехода на четырехдневную рабочую неделю в качестве альтернативы закрытию предприятий. Этот шаг был введен в 1990-х годах на протяжении более десяти лет как часть более ранней программы по сокращению расходов, которая включала меньшее сокращение заработной платы. Volkswagen пока хранит молчание по поводу того, может ли это сработать в современных условиях.

Отдельный вопрос — какая роль должна быть отведена государству. По словам Олафа Лиса, министра экономики Нижней Саксонии, где расположены штаб-квартира Volkswagen и большинство заводов, не хватает государственных инвестиций для развития рынков. Государство также является вторым по величине акционером Volkswagen и занимает два из 20 мест в наблюдательном совете концерна.

«Это ставит многие компании, а значит, и Германию, в очень сложную ситуацию», — сказал Лис. Министр экономики Роберт Хабек и министр финансов Кристиан Линднер признают, что Германия сталкивается со структурными проблемами в качестве места для ведения бизнеса, но они расходятся во мнениях относительно того, что делать, вплоть до того, какую роль играют электромобили в будущем Германии.

В то время как Хабек, представитель экологической партии «Зеленые», считает, что политики должны предложить государственные гарантии для поддержки перехода на электромобили. Демократ Линднер, напротив, назвал «зацикленность» на электромобилях ошибкой и отверг правительственные меры по поддержке сектора.

«Если такому промышленному тяжеловесу действительно придется усилить программу жесткой экономии и закрыть заводы, это, возможно, запоздалый тревожный звонок, свидетельствующий о том, что меры экономической политики, принятые до сих пор, должны быть значительно увеличены», — сказал Карстен Бжески, из ING.

Однако не только Volkswagen испытывает трудности. Thyssenkrupp, которая в течение десятилетий избегала серьезной реструктуризации в своем сталелитейном подразделении из-за жесткой оппозиции со стороны рабочих, также изменила тактику. Новый генеральный директор компании Мигель Лопес отошел от стратегии предшественников, которые поддерживали стабильные отношения с IG Metall, и потребовал всеобъемлющей перестройки, которая, по его словам, давно назрела.

Генеральный директор химического гиганта BASF Маркус Камиет сказал, что ряд заводов испытывают трудности в связи с конкуренцией. «Поэтому мы также должны рассмотреть вопрос о дальнейшем закрытии заводов».

Тем не менее, на данный момент, даже те, кто утверждает, что немецкий бизнес слишком поздно отреагировал на тенденции в мировой экономике, настаивают на том, что еще слишком рано говорить о крахе немецкой экономики и ее промышленных тяжеловесов. «Нам нужны дальновидные идеи, — сказала Кристиана Беннер, председатель IG Metall. — VW и раньше переживал сложные ситуации».

Напомним, что Volkswagen рассматривает возможность закрытия заводов в Германии впервые за свою 87-летнюю историю. Компания стремится к более масштабному сокращению расходов на фоне растущей конкуренции со стороны китайских производителей электромобилей. В своем заявлении немецкий автопроизводитель, одна из крупнейших в мире автомобильных компаний, сообщил, что не исключает закрытия заводов. Среди других мер по «защите будущего» компании — попытка расторгнуть соглашение о защите занятости с профсоюзами, которое действует с 1994 года.