Исследование Мичиганского университета показало, что слишком частое использование планшетов и смартфонов для успокоения маленьких детей вредит их поведению в долгосрочной перспективе. По словам ученых, у детей должны быть другие стратегии преодоления скуки и дискомфорта, иначе формируется зависимость.
Команда из Мичиганского университета наблюдала за 422 детьми в возрасте от трех до пяти лет в течение шести месяцев до начала пандемии. Ученые отслеживали, как часто родители отвлекали их экранами, а также признаки «нарушения поведения» у детей. Исследование опубликовано в журнале JAMA Pediatrics.
Ученые обнаружили: чем больше родители полагались на экраны, тем выше была вероятность того, что дети будут вредничать. Эффект был особенно выраженным у мальчиков и детей, которые уже проявляли признаки гиперактивности или, как пишет Мичиганская лаборатория здоровья, обладали «сильным темпераментом».
Проблема с экранами заключается в том, что отвлечение внимания на цифровые устройства дает детям меньше возможностей практиковать другие стратегии управления негативными эмоциями, такими как скука и гнев. Когда дети привыкают тянуться за iPad при малейшем чувстве дискомфорта, от этой привычки бывает трудно избавиться.
Экраны мгновенно успокаивают детей, что не может не радовать родителей и педагогов. Но привычка использовать устройства для управления «трудным поведением» со временем укрепляется, объяснила ведущий автор исследования и педиатр, занимающийся вопросами развития и поведения, Дженни Радески.
Она добавила: «Чем чаще используются устройства, тем меньше у детей и их родителей других стратегий преодоления стресса». Радески предлагает альтернативные способы борьбы с негативными эмоциями: прослушивание музыки или прыжки на батуте (сенсорные переживания), дети могут называть свои чувства вслух или выразить разочарование, например ударив по подушке.
Педиатр также советует заранее установить ограничение экранного времени, чтобы предотвратить детские истерики (хоть в какой-то мере). «Использование отвлекающего фактора, такого как мобильное устройство, не учит навыку — оно просто отвлекает ребенка от того, что он чувствует», — предупреждает Радески.