Новости

В 2023 году оборот фитнес-сферы превысил 150 млрд руб. Но на самом деле это лишь внешние показатели

Аналитики Национального фитнес-сообщества (НФС), в которое входят 2,7 тыс. фитнес-клубов из 85 регионов России, подвели итоги 2023 года. По их данным, за период с января по ноябрь индустрия вышла из кризиса, вызванного пандемией. Оборот фитнес-отрасли уже достиг 157 млрд руб. Это значит, что даже по сравнению с показателями 2019 года сегмент показывает уверенный рост.

В ноябре выручка выросла на 12,7%, также на 11,3% больше было продано клубных карт и абонементов, дополнительных услуг — на 7,3%, на 3,2% увеличилось количество посещений.

Глава НФС Елена Силина говорит о том, что «цифры радуют», однако индустрия по-прежнему характеризуется низкой потребительской активностью. Показатели прироста минимальны. И отрасль испытывает недостаток инвестиций. В 2023 году открылись 612 новых фитнес-клубов, а 217 — закрылись. 78% вновь открытых заведений — небольшие клубы, 12% — классического формата и лишь 10% из них — это большие многофункциональные клубы.

Участники рынка подтверждают эту тенденцию. Генеральный директор World Class Николай Прянишников рассказал о росте продаж клубных карт. Он считает, что причиной роста может служить открытие новых клубов. Продажи дополнительных услуг компании выросли на 14% к 2019 году и на 24% — к 2022-му. Прянишников говорит, что налицо планомерное восстановление индустрии после всех потрясений и вызовов последних трех лет.

Он рассказал о том, что компания делает ставку на диджитал-направление. Новая версия клиентского мобильного приложения позволит клиентам не только ставить личные цели и отслеживать свою активность, но и публиковать свои сториз. По словам Прянишникова, уже 80% клиентской базы пользуются цифровыми продуктами. «Выходим на выручку более 100 млн руб. через действующее мобильное приложение», — говорит он.

Ирина Туманова, генеральный директор сети Xfit, рассказала, что посещаемость в ноябре сезонно высокая, продажи карт на 19,6% выше, чем в ноябре прошлого года, и на 5,4% выше по сравнению с доковидным 2019 годом. Однако повысить продажи дополнительных услуг сети не удалось. Туманова объясняет это тем, что люди стали более ограниченны в средствах. Она считает, что в декабре показатели могут значительно улучшиться, так как подарочные карты и персональные тренировки пользуются большей популярностью перед праздниками.

Сеть клубов Drive Fitness показала рост 25%. Гендиректор Роман Вальчук считает главной проблемой ключевую ставку. Он говорит, что в ближайшей перспективе вполне возможен рост в пределах 1–2%, но к 2024 году количество новых клубов будет падать.

По данным ФНС и результатам опроса 395 владельцев фитнес-студий, малые объекты фитнеса оказались самым быстрорастущим сегментом отрасли. К началу ноября в России работали 6,4 тыс. таких объектов. В год открываются 450−500 фитнес-студий. При этом 19% фитнес-студий закрываются в первый год работы.