Видеоигры — одни из самых прибыльных приложений в мире отчасти благодаря тому, что покупки цифровых товаров достигли суммы более $50 млрд в год по всему миру. Однако влиятельная европейская потребительская организация считает, что создатели игр «целенаправленно обманывают пользователей», особенно детей, вынуждая их совершать покупки, и выступает за запрет внутриигровых покупок в том виде, в котором они существуют сегодня.
Европейская организация потребителей (BEUC) подала жалобу от имени потребителей в 17 странах, ссылаясь на «недобросовестную практику» и нарушение защиты прав потребителей в играх с встроенными или внутриигровыми покупками. В иске упоминаются популярные видеоигры, в которые играют на мобильных и других устройствах. Среди них Fortnight от Epic Games, Clash of Clans от Supercell, Minecraft от Microsoft и FC 24 от EA Sports.
По мнению BEUC, потребители «перерасходуют» деньги в играх, потому что не видят своих реальных расходов. По мнению организации, с несовершеннолетними геймерами ситуация обстоит еще хуже. Они тратят в среднем €39 в месяц на внутриигровые покупки.
BEUC дает ряд рекомендаций европейским регуляторам, главными из которых являются полный запрет на использование внутриигровых валют в приложениях, учет покупок в приложениях в возрастных рейтингах игр, ограничение доступа для лиц младше 18 лет, повышение прозрачности в том, как игры взимают плату за различные услуги, и более явные указания на то, что игроки платят за дополнительные опции.
«Онлайн-мир ставит перед нами новые задачи по защите прав потребителей, и он не должен стать местом, где компании нарушают правила ради увеличения прибыли, — говорится в заявлении Агустина Рейны, генерального директора BEUC. — Члены BEUC выявили множество случаев, когда геймеров вводят в заблуждение, вынуждая тратить деньги. Деньги, которые тратят геймеры, должны отображаться в реальных деньгах, а обманные практики должны быть прекращены».
Video Games Europe, группа, представляющая крупнейшие видеоигры в регионе, ответила на претензии. «Покупка внутриигровых валют — это устоявшаяся практика, которую хорошо понимают игроки. Мы соблюдаем европейские законы о защите прав потребителей, предлагая такие покупки, — говорится в заявлении. — Наша индустрия предлагает широкий спектр игр, которые позволяют игрокам получить доступ к огромному разнообразию жанров и новинок на различных сервисах.
Игроки могут проходить целые игры, не тратя денег, без каких-либо предварительных затрат или обязательств. Video Games Europe и ее члены поддерживают и продвигают справедливые и прозрачные принципы покупки внутриигрового контента, в том числе за внутриигровую валюту. Кодекс поведения PEGI требует, чтобы разработчики обеспечивали четкое и недвусмысленное указание реальной стоимости в момент покупки внутриигровой валюты».
В Европе в видеоигры играют 84% подростков 11–14 лет. Иск BEUC отчасти объясняется тем, что покупки в играх и приложениях пользуются огромной популярностью. Они приносят больше доходов, чем приложения в кино и музыкальной индустрии вместе взятые, говорится в сообщении.
В 2023 году, согласно докладу Европейского парламента, более половины всех потребителей ЕС регулярно играли в видеоигры, причем дети делали это чаще, чем взрослые. 84% потребителей в возрасте 11-14 лет играют в игры на мобильных или других устройствах. А поскольку у детей обычно ниже уровень финансовой грамотности и, как правило, меньше собственных денег, это представляет собой серьезную проблему.
Это не первый раз, когда BEUC обратила внимание на покупки в приложениях, но это ее первая попытка сфокусироваться на играх. В 2021 году она подала жалобу на TikTok из-за виртуальной валюты. В свою очередь, приложение, принадлежащее компании Bytedance, согласилось внести изменения, например четко обозначить, сколько покупок было сделано на реальные деньги. BEUC все еще недовольна этими изменениями и, похоже, продолжает бороться против них.
В августе TikTok согласилась навсегда отказаться от своей программы вознаграждений TikTok Lite в ЕС, чтобы выполнить требования Закона о цифровых услугах (DSA), сообщила Европейская комиссия. Программа вознаграждений, действующая на социальной платформе, позволяет пользователям зарабатывать баллы за выполнение определенных задач, например за просмотр видео, лайки, подписку на авторов контента или приглашение друзей зарегистрироваться в соцсети.