Исследователи из Кельнского и Вюрцбургского университетов выяснили, что люди могут улучшить свою способность различать знакомые и незнакомые слова. Они разработали метод обучения, который повышает эффективность чтения, тренируя людей различать известные и неизвестные слова. Данный метод, улучшающий распознавание и обработку слов, показал перспективные результаты.
Распознавание слов необходимо для понимания смысла текста. Когда люди читают, они очень быстро переводят взгляд со слова на слово. Этот поток чтения прерывается, когда встречается незнакомое слово, что часто случается при изучении нового языка.
Слова нового языка, возможно, еще не поняты полностью, а языковые особенности правописания еще нужно усвоить. Психологи под руководством младшего профессора доктора Бенджамина Гагла с факультета гуманитарных наук Кельнского университета нашли способ оптимизировать этот процесс.
Результаты исследования были опубликованы в журнале npj Science of Learning под названием «Исследование лексической категоризации при чтении на основе совместных подходов к диагностике и обучению изучающих язык». Начиная с мая, последующие исследования, расширяющие программу обучения, будут проводиться в рамках проекта, финансируемого Немецким исследовательским фондом (DFG).
Чтение необходимо для обработки информации, говорит автор исследования Бенджамин Гагл, который уже много лет изучает когнитивные и нейронные процессы распознавания слов. Два года назад он и группа исследователей показали, что в человеческом понимании процессов, реализуемых при распознавании слов, психологические теории не делают конкретных предположений о точных функциях одной из наиболее часто активируемых областей мозга в левой височной доле.
Чтобы восполнить этот пробел в знаниях, Гагл и его коллеги разработали модель, которая использует устоявшиеся поведенческие данные из психологии для предсказания активации этой области мозга, связанной с чтением. Эта модель послужила основой для программы обучения, описанной в новом исследовании.
Модель предполагает, что область мозга в левой височной доле функционирует как фильтр и отделяет уже известные слова от нерелевантных или еще не известных буквенных сочетаний. Только известные слова пропускаются, чтобы начать последующую лингвистическую обработку. Однако не все могут продолжать чтение, когда встречается новое слово, а должны найти это слово в словаре или в Интернете, чтобы понять его значение.
Процедуры обучения, ставшие центральными в данном исследовании, были мотивированы предположениями «Модели лексической категоризации». Поведенческие исследования показали, что навыки чтения улучшаются, когда участники тренируются в процессе фильтрации, который является центральным для эффективного чтения. Процедура обучения включала простые задания, в которых читатели должны были отличить слова от «не-слов» (например, path vs. poth), нажимая на кнопку.
После трех дней тренировок производительность чтения значительно улучшилась в трех отдельных исследованиях. Команда также использовала диагностическую процедуру на основе машинного обучения, которая позволяет выявить участников, обучать которых в дальнейшем, скорее всего, бесполезно.
Это позволяет принимать решение индивидуально для каждого ученика, стоит ли проводить тренинг по лексической категоризации или вместо него следует провести альтернативное обучение.
В рамках нового проекта, финансируемого DFG, который стартует 1 мая, исследователи будут и дальше развивать компьютерные модели, мотивируя новые подходы к обучению языков или компенсации других нарушений чтения. Помимо сферы изучения немецкого языка как иностранного, подходы к обучению потенциально могут быть использованы для лечения дислексии.
«Нейрокогнитивные компьютерные модели могут быть использованы для реализации основных научных результатов, которые будут применяться в индивидуальных диагностических программах обучения в образовательных и клинических условиях. Это позволит нам помочь отдельным учащимся оптимизировать свои навыки чтения и тем самым значительно улучшить навыки обработки информации», — говорит Гагл.
Дети, которые тратят пять минут на медитацию, имеют больше шансов улучшить свои навыки чтения. Об этом говорится в первом в своем роде исследовании, проведенном в США, изучающем прямую связь между медитацией и успехами в учебе у подростков.