Новости

В России хотят идентифицировать пользователей онлайн-игр по номеру телефона

Фото iStock

Совет безопасности России по итогам заседания 26 октября поручил Минкомсвязи и ФСБ до 1 июня следующего года представить меры регулирования деятельности организаторов распространения информации (ОРИ) в интернете (любые онлайн-ресурсы, которые позволяют обмениваться сообщениями). Предлагается распространить на соцсети и онлайн-игры требование об обязательной идентификации пользователей по номеру мобильного, пишет РБК.


Информация о поручении находится в протоколе заседания Совета безопасности, которое 5 ноября подписал президент России Владимир Путин. Подлинность документа РБК подтвердил один из федеральных чиновников.

Работу ОРИ регулирует закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», который обязывает организаторов выдавать по требованию ФСБ ключи шифрования от переписки пользователей (ОРИ не обязаны идентифицировать клиентов). Но уже с 1 января 2018 года поправки в законодательстве обязывают мессенджеры — один из видов ОРИ — проводить идентификацию. Мессенджеры будут заключать договоры с сотовыми операторами и запрашивать у пользователей номера мобильных телефонов. Это позволит в будущем идентифицировать пользователей через базу данных оператора.

Сейчас неизвестно, как будет выглядеть процесс: детали нужно описать в подзаконных актах (их еще не приняли), рассказал изданию главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. По его словам, поправки о дополнительной идентификации пользователей избыточны на фоне вступления в силу с 1 июля 2018 года закона Яровой (обязывает всех ОРИ год хранить на территории России информацию о фактах общения пользователей, а также до полугода — содержание переписки). Он назвал странным расширение требования.


Карен Казарян

главный аналитик РАЭК

«Соцсети в принципе и сейчас запрашивают у пользователей номер мобильного телефона для подтверждения аккаунта. Судя по всему, миф о террористах, общающихся в массовых многопользовательских онлайн-играх, всё еще актуален».

Издание напоминает, что в феврале прошлого года глава Роскомнадзора Александр Жаров заявлял, что в Париже террористы организовывали связь не только в зашифрованных мессенджерах, но и через PlayStation 4, где нельзя определить, связаны ли призывы к стрельбе или убийству с виртуальной игрой или реальной террористической атакой.

Сейчас в реестре ОРИ, который ведет Роскомнадзор, находится несколько десятков мессенджеров, среди которых Telegram и WeChat, соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также сайты знакомств Badoo и Mamba. В октябре этого года ежемесячная аудитория «ВКонтакте» составила 41,3 млн человек, «Одноклассников» — 27,5 млн, а Facebook — 19,1 млн, ссылается издание на данные Mediascope. По итогам прошлого года количество пользователей онлайн-игр в России достигало 47 млн человек, следует из данных StreamPub. В 2015 году число геймеров было на отметке в 43 млн человек, подсчитали в Mail.Ru Group.


Сергей Орловский

основатель компании-разработчика Nival

«У руководства нашей страны есть странная мысль, что для борьбы с терроризмом нужно контролировать любые каналы общения людей. Во всем мире выпускаются десятки тысяч игр в год, значительная часть из них содержит в себе чаты, в которых игроки могут общаться. Каким образом они собираются заставить всех разработчиков в мире исполнять требования российского законодательства, когда доля российского рынка от мирового составляет около 2%?».

По его прогнозам, большинство зарубежных разработчиков игр проигнорирует требование властей. Лишь крупные компании из топ-10 производителей игр подчинятся этому требованию. Источник РБК на игровом рынке считает, что кроме террористической угрозы власти могут опасаться из-за обсуждения и координации митингов оппозиции в игровых чатах. В популярных играх вроде World of Tanks пользователи действительно могут обсуждать политическую повестку.

При этом, по словам главы игрового направления Mail.Ru Group Василия Магуряна, идентификация позволит игрокам и пользователям соцсетей защитить аккаунт: каждый может выбрать тот способ идентификации, который удобен ему. Он отметил, что сейчас подтвердить аккаунт в игре можно с помощью адреса электронной почты или через социальные сети (они в большинстве случаев и так привязаны к номеру мобильного).


Подписывайтесь на наш канал в Telegram!