Новости

В России культура и кинематограф вошли в топ самых быстрорастущих отраслей. Вот новый индекс здоровья бизнеса

Платформа Calltouch, банк «Точка» и платформа hh.ru проанализировали состояние малого и среднего бизнеса в России во втором квартале 2024 года и обновили индекс здоровья российского бизнеса. Это проект-исследование, которое включает в себя данные по оборотам, рынку труда, спросу, покупательской способности, эффективности маркетинговых каналов, жизненному циклу компаний по разным отраслям. Подробности — в распоряжении редакции Inc.

Наиболее значительный рост показателей наблюдался в таких отраслях, как кино (+12 баллов по сравнению с II кварталом 2023 года) и культура (+6 баллов). Именно они в последние годы получают все больше поддержки от государства.

Примерами могут служить нацпроект «Культура», а также выделяемые из бюджета субсидии и гранты. В частности, на программу «Развитие культуры» в этом году планируется потратить более 200 млрд руб. Кинематограф получит из государственного бюджета 16,2 млрд руб. (+12,5% по сравнению с 2023 годом), а субсидии из «Фонда кино» составят 9,4 млрд руб. (+24% относительно прошлого года).

«За последние годы мы видим рост компаний в сфере культуры и кинематографа. Развиваются как крупные федеральные проекты, так и региональные, этнографические объекты. Успех культурных мероприятий, посещаемость выставок и концертов, кассовые сборы фильмов зависят от грамотного маркетинга. Однако в регионах часто не хватает средств на продвижение таких мероприятий», — комментирует Артур Саркисян, коммерческий директор Calltouch.

Во втором квартале 2024 года индекс здоровья российского кинематографа прибавил 12 баллов и достиг отметки 56 баллов. Наиболее быстрый рост наблюдался среди малых предприятий (74 балла). Индекс микропредприятий составил 53 балла, а средних — 42 балла.

По словам министра культуры РФ Ольги Любимовой, за семь месяцев 2024 года объем рынка кинопроката составил 28,7 млрд руб. 89% из них пришлись на российские фильмы. По прогнозам экспертов, к концу года его объем может достичь 40 млрд руб.

В прокате доля российского кино составила 30% рынка, а на долю азиатского пришлись 24%. В начале этого года зарубежные сборы отечественных фильмов превысили $11 млн, что более чем в два раза больше по сравнению с прошлым годом. Самыми прибыльными зарубежными рынками оказались страны Латинской Америки и Италия.

Во втором квартале 2024 года обороты компаний в сфере кинематографа по сравнению с прошлым годом увеличились на 16,6%. Количество регистраций новых предприятий в этом сегменте выросло на 38%. При этом соотношение регистраций к ликвидациям составило 147%.

«Такой рост объясняется, в том числе, поддержкой государства. Молодые кинематографисты могут получить гранты, подать заявки на участие со своими фильмами в кинофестивалях. Поддержкой талантливых молодых специалистов занимаются Минкультуры и частные инвесторы», — рассказала Юлия Криган, data-журналист «Точки».

Индекс здоровья российского бизнеса в сфере культуры и искусства прибавил шесть баллов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 46 баллов, уступив кинематографу. Увереннее всего чувствуют себя средние и малые предприятия, чей индекс равен 50 баллам. Индекс микропредприятий составил 38 баллов.

Развитие отрасли обусловлено растущим интересом россиян к внутреннему туризму и культурному наследию. Важным трендом стал акцент на регионах, что стимулировало реконструкцию культурных объектов и строительство новых. Пандемия ускорила процесс внедрения цифровых форм взаимодействия в сфере культуры. Музеи и библиотеки стали местом проведения образовательных программ, выставок, лекториев и литературных вечеров.

По данным «Точки», во втором квартале 2024 года обороты компаний в сфере культуры по сравнению с прошлым годом выросли на 13,8%. Также отмечается появление на рынке новых игроков — рост числа компаний за этот период составил 8%, а соотношение регистраций к ликвидациям — 93%. Одним из устойчивых трендов последних лет аналитики назвали появление частных музеев.

«Во втором квартале 2024 года количество вакансий в сфере культуры и искусства выросло на 21% по сравнению с прошлым годом. Однако многие компании, особенно в регионах, сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров. В небольших муниципальных предприятиях иногда даже нет нужных специалистов в штатном расписании. В музеях продвижением выставок часто занимаются научные сотрудники. Небольшие предприятия также не всегда могут предложить конкурентные зарплаты. Тем не менее они растут: в II квартале 2024 года медианная зарплата составила 60 тыс. руб. По сравнению с тем же периодом 2023 года она выросла на 15%», — комментирует Мария Игнатова, руководитель направления маркетинговых исследований hh.ru.

По данным «Яндекс Афиши», продажи билетов на сайте и в мобильном приложении в первом полугодии 2024 года увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 44,4% и достигли 10,7 млрд руб. Продажи через партнеров за это же время выросли на 29%, до 3,6 млрд руб. Всего «Яндекс Афиша» продала 9,4 млн билетов, что на 11,6% больше, чем годом ранее.