Компании Lamoda и Fashion Factory School изучили потребительский спрос и ассортимент, представленный в магазинах российских брендов. Выяснилось, что россиянам не хватает мужской одежды отечественного производства, сообщает «Коммерсант». Также дефицит обнаружился в категории спортивных товаров.
В разделе мужской моды производители ограничиваются либо футболками и худи в стиле унисекс, либо товарами для походов и рыбалки. При этом нишу производства женской одежды можно считать неплохо освоенной российскими брендами. Основатель магазина 21 Shop и бренда «Запорожец Heritage» Михаил Лабахуа говорит, что конкуренция на рынке спортивных товаров невысокая, так как российской легкой промышленности требуется время, чтобы набрать обороты.
А вот в производстве верхней одежды для походов и отдыха на природе в России есть очень достойные компании, которые производят качественную продукцию. В то же время производство верхней одежды стоит немало, поэтому для формирования широкого ассортимента требуются большие финансовые вложения на старте. Эксперты указали, что единственная категория одежды, которую сегодня не производят в России, — это профессиональная экипировка для спортсменов. Другие фабрики производят качественные изделия, хотя и работают на зарубежном оборудовании и материалах.
Завкафедрой спортивного маркетинга факультета индустрии спорта университета «Синергия» Андрей Малыгин отметил, что производимая в России одежда далека по цене от бюджетного сегмента. Он привел в пример компанию Bask, которая выпускает одежду для низких температур и много лет была партнером Международной федерации альпинизма. Еще одним ярким представителем качественных российских брендов является компания Bosco, чье предприятие по производству спортивной одежды находится под Калугой. Средний ценник на товары этого бренда составляет 70−100 тыс. руб.
Сегмент легкой промышленности некоторые эксперты считают низкоконкурентным. При этом эксперты компании «МойСклад» подсчитали, что для организации небольшого цеха достаточно 500 тыс. руб. Для открытия швейного производства потребуется от 1,5 млн до 6 млн руб. стартового капитала. Базовая рентабельность такого бизнеса составляет 25–30%.
Промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов пояснил, что желающих открыть такой бизнес находится немного, так как приходится решать ряд проблем: от покупки швейных машин до поиска рынка сбыта. Также среди подводных камней открытия собственного производства — поиск сотрудников, покупка иностранного оборудования, которое поставляют далеко не все страны, покупка тканей из Средней Азии или Турции. Следующий этап — поиск рынка сбыта.
Даже в Москве не так много магазинов мужской одежды. На налаживание каналов сбыта потребуется время. Кроме того, сейчас в России достаточно высокие ставки по кредитам, и если у предпринимателя нет своего стартового капитала, то это может стать дополнительной трудностью.
Директор модного дома Raschini Сергей Викулин говорит, что основная трудность владельцев бизнеса — дефицит профессиональных квалифицированных кадров. И этот барьер оказывается непреодолимым препятствием. «Если сопоставить затраты на собственное производство и рентабельность, окупаемость, то понимаешь, что нет смысла вкладываться в это». Нет смысла налаживать местное производство, вкладывая огромные силы и средства, если можно без проблем купить у китайского соседа то же самое, говорит Викулин.
В октябре сообщилось, что с января по сентябрь 2023 года на российский рынок пришли 16 новых брендов в сегменте одежды, обуви и товаров для дома. По словам аналитиков, большинство новых компаний турецкие. В 2023 году в Россию пришли девять брендов из Турции.