Новости

В России зумеров раздражают тестовые задания, а поколение X и миллениалы считают себя идеальными

Коммуникационное агентство LAMPA и сервис для поиска работы и подбора персонала «Работа.ру» рассказали Inc. о результатах совместного исследования, целью которого было узнать, что, в зависимости от принадлежности к тому или иному поколению, раздражает при трудоустройстве, кто чаще меняет место работы и какие качества начальника ценятся больше всего. В исследовании приняли участие более 3,5 тыс. представителей поколения X (1965–1980 гг.рождения), миллениалов (1981–1996 гг.) и зумеров (1997–2006 гг.) по всей России.

Выяснилось, что чаще всего новую работу респонденты ищут через онлайн-сервисы. Так поступают 77% представителей поколения X, 83% миллениалов и 90% зумеров. Поиск вакансий через друзей и знакомых оказался менее популярным во всех трех группах: 47%, 43% и 53% соответственно.

Интересно, что центры занятости по-прежнему пользуются популярностью. С их помощью трудоустраиваются 15% опрошенных из поколения Х, 12% миллениалов и 11% зумеров. При этом объявления в газетах и журналах предпочитает поколение X. Этот вариант выбрали 15% респондентов этого возраста.

При выборе места работы в первую очередь все три поколения обращают внимание на размер зарплаты. Такой ответ дали более 75% участников исследования во всех группах.

У поколения X (49%) и миллениалов (51%) следующим по популярности ответом оказалось местоположение, то есть чтобы дорога от дома до работы не занимала слишком много времени. В то же время у зумеров преобладают задачи и обязанности (37%), а гибкий график и возможность работать удаленно отметили 26% и 21% респондентов соответственно.

Для старших поколений удаленка не имеет большого значения. Лишь 5% поколения X и 9% миллениалов указали этот вариант. А вот адекватное руководство ценят более 30% россиян всех возрастов.

На вопрос, что больше всего раздражает при трудоустройстве, большинство опрошенных назвали работодателей, которые в одной вакансии совмещают работу нескольких сотрудников. Так ответили 56% поколения Х, 49% миллениалов и 47% зумеров.

Кроме этого, участники опроса указали на фактические условия работы, то есть когда заработная плата и режим не совпадают с тем, что написано в вакансии. Среди россиян так ответили 48% представителей поколения X, 49% миллениалов и 63% зумеров. Расплывчатый список задач и обязанностей раздражает 36%, 38% и 52% респондентов соответственно. 32% зумеров признались, что недолюбливают тестовые задания, а 21% — непрофессиональную коммуникацию, когда не спрашивают об удобном времени встречи и не интересуются ожиданиями по зарплате.

Что касается работы по специальности, то разница в «профессиональном менталитете» у людей разных возрастов очевидна. 52% родившихся с 1965 по 1980 гг. строят карьеру в соответствии с полученным образованием. Среди миллениалов 41% опрошенных выбрали вариант «Да», и ровно столько же ответили «Нет». 16% из них работают в смежной отрасли.

А вот зумеры склонны выбирать другие сферы деятельности (58%). Лишь каждый пятый (20%) представитель этого поколения работает по специальности. Результаты опроса показали, что сотрудники, принадлежащие к поколению X, долго остаются на привычном месте. 33% из них более восьми лет не меняют работу, 19% и 18% уходят в другие компании раз в четыре-пять лет и шесть-семь лет соответственно.

Треть (33%) миллениалов ищут новую работу раз в два-три года, а четверть (24%) — раз в четыре-пять лет. Те, кто родился после 1997 года, делают это раз в год (26%). Но и среди зумеров длительное пребывание на одном месте не редкость — 31% всех респондентов.

Главная причина смены места работы оказалась общей для всех трех поколений — оплата труда, несоразмерная с рабочей нагрузкой. Это верно для 46% респондентов поколения X, 54% миллениалов и 63% зумеров. Среди других веских поводов поменять работодателя — отсутствие карьерного и финансового роста (39% поколения X), более выгодное предложение от другой компании (34% миллениалов) и ухудшение отношений в коллективе (58% зумеров).

Заработная плата ниже рынка без возможности ее повысить оказалась самым раздражающим фактором. Такой ответ дали 49% работников поколения X, 38% миллениалов и 47% зумеров. Кроме того, респондентов раздражает неадекватное руководство. Среди поколения X так ответили 23%, среди миллениалов — 19%, а среди зумеров — 22%. Задачи, не имеющие отношения к должности, назвали 22%,20% и 32%, а отсутствие карьерного роста — 20%, 26% и 11% соответственно.

В ходе исследования, чтобы оценить поведение участников на рабочем месте и их представления об идеальном коллеге, респондентам был предложен вопрос «Что вы замечаете за собой на работе?» и выбор из разных поведенческих привычек. 

Поколение X выбрало варианты ответов «Ничего из перечисленного — я идеальный сотрудник» (27%), «Не умею делегировать задачи», «Не умею контролировать эмоции» (15%) и «Никогда не делаю больше, чем просят» (15%). Миллениалы проголосовали за «Не умею делегировать задачи» (21%), «Ничего из перечисленного — я идеальный сотрудник» (18%) и «Никогда не делаю больше, чем просят» (17%).

А зумеры остановили свой выбор на «Никогда не делаю больше, чем просят» (37%), «Не умею контролировать эмоции» (26%), «Сплетничаю о коллегах» (26%) и «Ни с кем из коллег не поддерживаю дружеские отношения» (21%). Интересно, что делегировать задачи не умеют лишь 5% зумеров, что довольно мало по сравнению с более старшими поколениями.

Говоря об образе идеального коллеги, X (64%) и миллениалы (62%) назвали в первую очередь профессионализм и знание своего дела. Эти же группы предпочитают коллег, готовых поддержать или помочь с задачами (58% и 60% соответственно).

А вот для зумеров помощь стоит наравне с общительностью и весельем (63% на каждый вариант). Для тех, кто родился с 1997 по 2016 годы, готовность делиться знаниями (58%) оказалась на последнем месте.

В руководителях работники 1965–1996 гг. рождения ценят заботу о сотрудниках (62% поколения X и 64% миллениалов) и профессиональные качества (62% поколения X и 62% миллениалов). Зумеры тоже любят вовлечение и внимание со стороны начальника (84%), за ним следует ответ «Возможность общаться с руководителем неформально» (58%).

Стоит отметить, что работа сказывается негативно на ментальном состоянии всех трех поколений. Здесь самым популярным ответом стал «Высасывает все соки: поймал выгорание / разочаровался в себе / появились проблемы с физическим здоровьем» (больше 30% у X и миллениалов и 63% у зумеров).

На втором месте у двух старших групп респондентов оказался вариант «Иногда не хватает времени на себя» (23% и 32% соответственно). У зумеров на втором месте «Работа дает вдохновение и энергию для хобби, бытовых дел и личной жизни» (16%).

Участников исследования также спросили, кем бы они хотели быть, если бы не их работа и текущие обстоятельства. Представители всех трех поколений дали один и тот же ответ — посвятить время себе и своей семье.

Представители поколения Z являются носителями цифровых технологий и быстро освоили ИИ, используя его для всего — от изучения заданий до планирования отпуска. Шошана Дэвис, эксперт по карьере и основательница консалтинговой компании Fairy Job Mother, рассказала в интервью CNBC Make It, что представители поколения стали слишком полагаться на инструменты ИИ, используя их даже для составления сопроводительных писем и ответов на вопросы при приеме на работу.