В Китае миллионы выпускников колледжей оказываются в трудной ситуации из-за растущей безработицы. Некоторые из них вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу или даже жить на пенсию своих родителей. В этом году фраза «дети с гнилыми хвостами» стала широко использоваться в социальных сетях, в параллели с выражением «здания с гнилыми хвостами»: это десятки миллионов недостроенных домов, которые символизируют кризис недвижимости в Китае.
В этом году рекордное количество выпускников колледжей ищут работу на рынке труда, который еще не восстановился после пандемии и испытывает трудности в связи с регулятивными мерами в отношении финансового, технологического и образовательного секторов страны. Уровень безработицы примерно среди 100 млн китайцев в возрасте от 16 до 24 лет впервые превысил 20% в апреле прошлого года. Когда в июне 2023 года он достиг рекордно высокого уровня в 21,3%, чиновники прекратили публиковать статистические данные.
Год спустя безработица среди молодежи остается большой проблемой. Уровень безработицы в июле подскочил до максимума 2024 года и составил 17,1%. Дело в том, что этим летом 11,79 млн студентов окончили колледжи.
Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал, что поиск работы для молодежи остается главным приоритетом. Правительство призвало к расширению каналов доступа молодежи к потенциальным работодателям, таких как ярмарки вакансий, и развернуло политику поддержки бизнеса, чтобы помочь увеличить наем.
«Для многих китайских выпускников колледжей лучшие перспективы трудоустройства, растущая социальная мобильность, более оптимистичные жизненные перспективы — все то, что когда-то обещало высшее образование, — становится все более трудно достижимым», — сказал Юн Чжоу, доцент социологии Мичиганского университета. Некоторые безработные молодые люди вернулись в свои родные города и вынуждены жить на пенсии и сбережения своих родителей.
Потратив годы на получение образования, «гнилые дети» обнаруживают, что их квалификация не позволяет им получить работу в условиях замедляющейся экономики. Их возможности ограниченны. Либо они снижают свои ожидания высокооплачиваемой работы, либо находят любую работу, просто чтобы свести концы с концами. Некоторые из них обращаются к криминалу.
В прошлом году Зефир Цао получил степень магистра в престижном Китайском университете иностранных дел в Пекине. Сейчас Цао 27 лет, и он вернулся в свою родную провинцию Хэбэй, но перестал искать работу на полный рабочий день после того, как более низкая, чем ожидалось, заработная плата заставила его усомниться в ценности своего образования.
«Если бы я работал три или четыре года после окончания бакалавриата, моя зарплата, вероятно, была бы такой же, как сейчас, когда я получаю степень магистра», — сказал Цао. Он рассматривает возможность получения докторской степени в надежде, что через несколько лет его перспективы улучшатся.
Амада Чен, недавняя выпускница Хубэйского университета китайской медицины, уволилась с работы в сфере продаж на государственном предприятии всего через месяц после трудоустройства. Она объясняет свой уход токсичной рабочей атмосферой и нереалистичными ожиданиями своего босса. В течение первых 15 дней испытательного срока она также получала всего 60 юаней ($8,40) в день, несмотря на то что ей приходилось работать ежедневно по 12 часов. «Я плакала каждый день в течение недели», — сказала она.
Чэнь хотела стать инспектором по качеству, и она думала, что эта работа будет соответствовать ее навыкам специалиста по традиционной китайской медицине. Но откликнувшись более чем на 130 вакансий, она в основном получила приглашения на позиции, связанные с продажами или электронной коммерцией. Чен сказала, что намерена полностью пересмотреть свою карьеру и, возможно, обратиться к модельному бизнесу.
Безработица среди выпускников колледжей не является беспрецедентной. В 1999 году Китай резко расширил возможности приема в университеты в попытке подготовить более образованную рабочую силу для развития своей быстрорастущей экономики. Но количество выпускников продолжало превышать количество рабочих мест, и в 2007 году власти выразили обеспокоенность. Тогда проблема отступила, но никогда полностью не была решена.
В этом году Шоу Чэнь окончила третий курс Пекинского университета телекоммуникаций по специальности «Искусственный интеллект». Тем не менее Чэнь еще не прошла стажировку после более чем дюжины заявок и по-прежнему с пессимизмом смотрит на перспективы своего трудоустройства. «В конце концов специалистов в этой сфере будет все больше и больше», — сказала она.
Количество выпускников высших учебных заведений будет превышать спрос на рынке труда с 2024 по 2037 год. После чего Китай ощутит последствия падения рождаемости и разрыв резко сократится, говорится в исследовании, опубликованном журналом China Higher Education Research при министерстве образования. Число новых выпускников колледжей, вероятно, достигнет пика в 18 млн в 2034 году, говорится в сообщении.
Слабые розничные показатели привели к снижению темпов роста второй по величине экономики мира. В условиях, когда падение цен на жилье все еще оказывает влияние на потребительскую активность, официальные данные показали, что во втором квартале этого года китайская экономика выросла на 4,7% в годовом исчислении. Это гораздо слабее, чем ожидаемые финансовыми рынками 5,1%. Годовой рост в рознице за второй квартал замедлился с 3,2% до 2%, что стало самым слабым показателем за последние 18 месяцев.